События в Каракалпакстане стали полной неожиданностью для Узбекистана и соседних государств. Поводом к массовым протестам стали поправки в Конституцию Узбекистана, которые были вынесены на обсуждение 26 июня. Было решено изменить 64 статьи и внести в основной закон 200 поправок. Что вызвало бурю возмущения и удалось ли Мирзиёеву погасить пожар в Каракалпакстане, разбирался обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Что вызвало протест
Бурю возмущения в Каракалпакии вызвали две поправки, которые должны были ликвидировать суверенитет республики и её право на выход из состава Узбекистана. Оппозиционные политики в автономии категорически не согласились с новой редакцией Конституции и призвали народ на митинги. Несогласие выразили тысячи рядовых граждан страны, в том числе и проживающие за рубежом. Перед демонстрантами выступил председатель Верховного совета (Жокаргы Кенеса) Каракалпакстана Мурат Камалов. Он сообщил, что власти республики согласовали проведение мирного митинга против конституционной реформы на 5 июля, но вряд ли он будет разрешен.
Массовые протесты прошли в Нукусе и других городах республики. Президент Узбекистана и премьер-министр были вынуждены спешно прибыть в Каракалпакстан. Сюда же стянули силовиков. И хотя депутаты палаты Олий мажилиса разъясняли, что закон разрешает гражданам свободно обсуждать новации и организовывать мероприятия по всенародному обсуждению, коллективный протест против предлагаемого снижения статуса Каракалпакстана тут же расценили как покушение на безопасность и даже попытку государственного переворота.
Мы это уже проходили
Произошедшее в Каракалпакии очень напоминает январские события в нашей стране. Здесь президент Мирзиёев тоже принял решение внести почти две сотни поправок в основной закон. Например, предлагается отмена смертной казни, дополнить характеристики страны - «Узбекистан — суверенная республика, правовое, социальное, светское, демократическое государство», разъяснять задержанным права на понятном языке, уточнить полномочия хокимов, назначение счетного комитета и многое другое. Такое впечатление, что всё это уже до боли знакомо, только в контексте Казахстана. Любой желающий может прочитать эти многочисленные поправки в Конституцию Узбекистана и сравнить с казахским вариантом.
По мнению узбекских аналитиков, с которыми трудно не согласиться, речь идёт о несущественных поправках, которые ничего не меняют в политическом устройстве страны. Все делается с целью обнуления прошлого, продвижения идеологии новой республики, а главное – обнуления сроков пребывания у власти президента Мирзиеёва. Второй президент – вторая республика!
Демократия по-азиатски
Все прекрасно понимают природу режимов Центральной Азии и любая «демократизация», будь то в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане или Туркменистане, понятна и без идеологического шума. Но на этот раз произошло то, что должно было произойти. Как говорил 200 лет тому назад Талейран – «Это хуже, чем преступление - это ошибка»! Если бы дело ограничилось обнулением сроков пребывания у власти действующего президента и косметическими изменениями в Конституции, вряд ли это вызвало бы массовые протесты. Но есть решения, которые в любом случае приведут к протестам. Изменение статуса Каракалпакстана стало спичкой у порохового погреба, которое и вызвало взрыв негодования. И вопрос не только в изменении статей Конституции. Каракалпакстан вот уже более полувека - зона экологического бедствия, низкого уровня жизни, массовых заболеваний, безработицы и жестокой эксплуатации, высокой детской смертности и внешней миграции. Многие говорят об активной узбекизации республики, когда происходит вытеснение каракалпакского языка, переходе преподавания в школах и вузах на узбекский язык. Всё это можно расценивать как подготовку к протестам, а поправки в Конституцию просто объединили всех недовольных.
Как протест расценили власти
Официальное разъяснение событий до боли знакомо. В совместном заявлении высшего представительного органа, правительства и МВД республики от 2 июля говорится, что неназванные «организаторы беспорядков» собрали граждан на площади перед комплексом административных зданий в Нукусе, «предприняли попытку овладеть данными государственными учреждениями, внести раскол в общество, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Узбекистане». Как следует из заявления, силовики «пресекли действия зачинщиков», оказавших сопротивление задержали. Власти Узбекистана и Казахстана блокировали пограничные переходы.
Виноваты несознательные граждане
Историей доказано, что в понимании правящих режимов народ не может протестовать против власти, поскольку власть любит народ и заботится о нём. Поэтому несознательные граждане, а их как всегда немного, идут на поводу у провокаторов, которые неизвестно откуда взялись в процветающей стране. Пользуясь поддержкой, в этом случае «отдельных нездоровых внешних сил из-за рубежа повлиять на развитие ситуации в Каракалпакстане, в том числе путём целенаправленных информационных выбросов и искажения происходящих событий», они организуют массовые беспорядки.
Когда читаешь подобные разъяснения официальных властей, складывается впечатление, что они написаны под копирку и розданы официальным «идеологам» Узбекистана - для разъяснения событий в Каракалпакстане, Казахстана – для оценки январской трагедии, или Таджикистана – по поводу протестов в Горном Бадахшане. И это поиск внешних кукловодов, а не понимание того, что все недемократические режимы Центральной Азии имеют одну природу, сходную мотивацию и идеологию обоснования своего пребывания у власти.
Опять виноват запад
Конечно, события используются и пророссийскими «экспертами», которые усиливают антизападную волну и видят вмешательство «коллективного Запада» там, где его не видно даже сильно вооруженным глазом. Например, известный специалист по региону Князев пишет, что «этот информационный фон будет использоваться для оказания на Узбекистан политического давления со стороны западных правозащитных организаций отдельных стран. В соцсетях сторонники каракалпакского сепаратизма прямо апеллируют к посольствам США, Великобритании и Германии, а также к ОБСЕ и ООН». Эксперт полагает, что в ситуации происходящего острого глобального противостояния из-за начала российской военной операции на Украине в Средней Азии могут специально провоцировать различный сепаратизм и национализм.
Кстати, ни узбекские власти, ни Князев так и ничего и не сказали об истинных причинах недовольства граждан, которые и стали почвой для взрыва недовольства. Можно ли поверить в официальные истории о том, что «кучка неизвестных провокаторов», имен которых так и не назвали, следов которых так и не нашли, как и «20 тысяч иностранных боевиков» в Казахстане, могли вывести многотысячные массы на митинги во имя неких западных ценностей? А то, что люди могут выйти на широкомасштабные протесты против безработицы, нищеты, падения уровня жизни, ущемления своих гражданских прав, – это «идеологам» даже не приходит в голову.
Декларативная демократия
Несмотря на все демократические декларации, природа режимов Центральной Азии остается прежней. Цепь недавних событий в Бадахшане, Казахстане, а теперь в Каракалпакстане, показывает, что все заявления о реформах не имеют никакого реального содержания. В их основе лежит простое стремление сохранить власть. Лучше стабильная, пусть даже стагнирующая автократия, чем демократическое развитие.
В чём проблема
Проблема в том, что успехи отдельных стран в определённые промежутки времени связаны не с правительственными планами экономического развития, а с другими обстоятельствами. Это может быть высокая цена на нефть или газ, природные ископаемые, временное ослабление по различным причинам давления на бизнес, интерес зарубежных инвесторов или необходимость прокладывания через регион транспортных или иных коммуникаций. Сами правительства за тридцать лет не смогли создать реальной рыночной конкурентной экономики. Развитие в условиях нового века в первую очередь связано с демократией. Только политическая свобода может быть основой гарантии собственности, строгого следования законам, защиты от возможного произвола, конкуренции производителей, отчетности государства перед гражданами, честных и справедливых выборов, сменяемости правительства… Но это означает и крах авторитаризма.
У них, это вам – не у нас
Возможно ли решение вопроса Каракалпакстана, равно как и других сходных проблем в Центральной Азии, в нынешних условиях? Можно не сомневаться – ответ отрицательный. Даже закреплённая в основном законе возможность получения независимости рассматривается как враждебный, сепаратистский акт. Любая «инаковость», прежде всего этническая, также считается предпосылкой сепаратизма, который сам по себе выступает в роли крайне негативного явления. Это вам не либеральный Запад, который может считаться с волеизъявлением народа. Великобритания с течение многих лет сталкивалась с проблемой отделения Шотландии. В 2014 году здесь прошел референдум по вопросу «Должна ли Шотландия быть независимой страной»? Это было величайшее событие и вызов для всей страны. Тем не менее Шотландия осталась в составе Британии. И не путём расстрелов, репрессий и подтасовок во время голосования. А в результате демократических процедур, потому что большинство жителей Шотландии поняли, что сила в единстве.
Представить себе не могут такой референдум в Каракалпакстане, даже если это закреплено в основном законе. Точно также, как и свободное волеизъявление по любому вопросу в любой стране региона.
Суверенитет и проблемы сохранили
Президент Мирзиёев в Нукусе принял решение отказаться от поправок в конституцию, вызвавших негодование в Каракалпакстане. Поэтому конфликт, может быть, удалось погасить. Но это не решение проблемы, а всего лишь их накопление, поскольку вопрос не только в сохранении конституционных прав. Дело в изменении ситуации в республике, решении многочисленных экономических и социальных вопросов. Можно говорить и о том, что народ Каракалпакстане, подвергшийся в эти дни репрессиям, но добившийся своего, может пойти дальше в защите своих прав. А это означает новый виток конфронтации, грозящей взрывом.
Как бы чего не вышло
А пока президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, видимо, на всякий случай, решил в Каракалпакстане ввести чрезвычайное положение. Режим будет действовать до 2 августа. Глава республики объяснил это необходимостью обеспечить безопасность сограждан, защитить их права и свободы, а также восстановить правопорядок. Также на время ЧП вводится комендантский час с 21 часа до 7 утра.