Что делать с казахстанскими углеводородами, как их продавать, если сломана логистика, а ближайший партнёр в постоянном поиске причин, которые помогут перекрыть главную нефтяную магистраль - КТК. Однако, сколько проблем – столько и мнений по их решению. Редакция Ulysmedia.kz решила познакомить вас с предложением экономиста Алмаса Чукина по транспортировке казахстанской нефти.
“Мне всё казалось, что это объективные случайности. Сначала шланги запутались в марте-апреле на трубопроводе КТК до Новороссийска, потом экологический штраф на миллиарды рублей. Потом мины времён Второй мировой войны надо было найти и обезвредить”, – перечисляет в своей публикации причина Алмаз Чукин.
Также он вспомнил о выводах российской комиссии, которая выявила нарушения в Плане на случай разлива нефти.
“То есть, ничего ещё не разлилось, но по плану не всё выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочёты. Но Ространснадзор обратился в суд и потребовал остановить работу КТК на 90 дней! И суд, в качестве наказания вынес решение остановить всю деятельность трубопровода на 30 дней”, – это прямые потери Казахстана и экспортёров на 300-500 млн долларов, объясняет ситуацию экономист.
Он предположил, что наш союзник в одном конце Чёрного моря ведёт войну и минирует море, но очень внимательно следит за возможными разливами нефти из морских заправщиков, и заранее предусматривает меры по устранению этих разливов.
“Крайне опасно не только потерять месячные доходы от экспорта. Нефть сама не бежит из-под земли, её оттуда надо качать или она остановится на больших глубинах. На Каспии вообще страшно представить – глубины, температуры, содержание серы и прочей химии. Но там у Шеврона и других – новые технологии и новое оборудование. Им было тяжело снизить производство в апреле, но они справились. Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно неделю другую будут работать на склады, а дальше?”, – задаётся вопросом Чукин.
Он предлагает задуматься и о судьбе старых месторождений, которые в основном остались у Казмунайгаза. Там нефть с парафинами и не самое новое оборудование, напоминает экономист.
“Говорят, что эта нефть если встанет, то завязнет и такую скважину будет очень тяжело "поднять" заново”.
Что делать
Из относительно простых решений напрашиваются два. Первое – это трубопровод Атасу-Алашанкоу. Сейчас по нему перегоняют 12 млн тонн в год, из которых 10 млн тонн - это российская нефть.
“В своё время, мы выбрали дешёвый маршрут через РФ, и у нас просто не было нефти на загрузку на Китай. Предложили очень дешёвый тариф РФ, и заполнили трубу. Теперь, в виду угрозы экономической безопасности страны, надо приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай. Очень быстро мощность этой трубы за счёт дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн. Спасибо китайцам, построили нам трубу, и спасибо Казтрансойлу, что вошли туда на 50%”.
Также Чикин считает необходимым ограничить перевозки из РФ на Китай по нашей железной дороге и мобилизовать все возможности перевозки по ж/д нефти на восток, в Узбекистан, в Кыргызстан на их НПЗ.
Самым сложным экономист считает вариант с морской транспортировкой.
“У нас есть три порта на Каспии – Актау, Курык и CatRo, через них можно запустить перевозку в Баку. Трубопровод до Турции работает на 50% и до 20 млн тонн ещё может принять. Но надо и в Баку делать расширение мощностей по приёму”.
Он предлагает у США попросить разрешения в виде исключения из санкций на строительство трубопровода Казахстан – Туркменистан -Иран на Персидский залив или по суше через Иран на Турцию до моря.
“Жаль КТК. Только что окупился и стал давать хорошие дивиденды акционерам, в том числе и РФ. Жаль Новороссийск, возможно он станет "сухим" портом. Жаль Казахстан, который потеряет налоги и оптимизм инвесторов. Но мы выберемся, пусть будет чуть тяжело, но как говаривал прежний лидер – "ресурсы есть".
Чукин убеждён, что уже через два-три года возможно проложить три новых маршрута на Восток, Юго-Запад и Юг и надеется, что если с Ирана снимут санкции, то Казахстан получит доступ к Заливу. А России придётся в объезд через Хабаровск к большому союзнику добираться.