Лицам с инвалидностью в Казахстане из года в год приходится доказывать, что к ним не вернулось зрение и не выросли новые руки. А за услугами бесплатного такси для инвалидов приходится записываться в очередь за неделю. Редакция Ulysmedia.kz расскажет о казахстанцах, для которых инвалидность — ежедневные будни. Инвалидность в Казахстане — жизнь или борьба за выживание?
У пенсионера Виталия Васильева из города Темиртау история болезни началась около 12 лет назад. Большую часть жизни он проработал на отбойном молотке, в следствие чего стал инвалидом по зрению. В феврале следующего года ему исполнится 72 года. Теперь ему ежегодно необходимо подтверждать свой статус инвалида первой группы и доказывать, что зрение не вернулось, проходя медкомиссию, дневной стационар, собирая кучу бумаг. По его словам, пенсия неплохая, но он нуждается в социальном работнике, которым устроилась его супруга. Чужим людям доверять тяжело.
“Нам выдали трость для невидящих, аппарат озвучки текста, телефон, ноутбук. Но в последствии выяснилось, что были закуплены не те ноутбуки (по параметрам они должны быть лучше, чем купленные по факту). Теперь их пытаются у нас изъять, а когда дадут новые - неизвестно. Случаются проблемы с заказом “Инватакси”, поскольку сам без сопровождающего я не могу выходить из дома. Практически всегда нет машин, а те, что имеются, нужно заказывать почти за неделю. Те мероприятия, что мне предлагают я не посещаю, поскольку являюсь абсолютно слепым. Лучше бы нас отправляли в санатории”, - рассказал Виталий Николаевич.
Фото: Pixeles
Редакция Ulysmedia.kz неделю пыталась дозвониться до темиртауского общества инвалидов, чтобы получить ответ на вопрос, почему у людей пытаются забрать положенную им технику, но нам никто так и не ответил. Позже корреспондент обратилась в “Инватакси” и узнала, как можно воспользоваться их услугами. Девушка на том конце провода рассказала, что пользование такси бесплатное, единственное, спросила, приносили ли мы документы, подтверждающие инвалидность. Мы ответили, что дедушка уже не раз пользовался их услугами, но в базе его не оказалось.
“В марте этого года нужно было сдать документы. Ежегодно нужно приносить все справки и заново регистрироваться в базе таксопарка. Каждый год начальство меняется, тендер переигрывают, в этом году регистрация открылась в марте. Чтобы зарегистрироваться нужна справка об инвалидности, удостоверение личности, заключение от лечащего врача и заявление в “Инватакси”, - сказала девушка.
Многие читатели жалуются, что возможность пользоваться услугами “Инватакси” есть, но в конторе всегда не хватает машин и проще вызвать обычное такси за собственные деньги. В компании объяснили это малым количеством автомобилей.
“Надо за сутки вперед записываться. Это уже прописано в правилах. У нас всего 10 машин на 190 инвалидов”, - отметила администратор.
Получается, если человеку надо проехать от дома до больницы, пробыть на приеме у врача и уехать обратно, он должен учитывать время ожидания, знать наперед сколько будет человек в очереди и не задержат ли его в поликлинике, отсюда уже заказывать такси на конкретное время
“Водитель ждет 20 минут, если задерживаетесь, то дополнительно заказываете машину. Если на прием уйдет час, то заказываете через час”, - заключили на том конце провода.
И это не единственная проблема, с которой сталкиваются люди с ограниченными возможностями. По данным аналитиков Finprom.kz, численность людей с особенными потребностями превышает численность получателей назначенных государственных социальных пособий по инвалидности на 32,3%. По состоянию на 1 октября 2021 года численность лиц с инвалидностью в Казахстане составляет 697,7 тыс. человек. При этом число получателей государственных социальных пособий по инвалидности составляет 528,1 тыс. человек. На наш запрос, в связи с чем не все люди с инвалидностью получают положенные им государственные социальные пособия, ответили в Минтруда. Там объяснили, что пенсионеры-инвалиды не могут получать пенсию и социальные пособия одновременно.
Фото: matritca.kz
“Если размер пенсионных выплат по возрасту или пенсионных выплат за выслугу лет меньше размера месячного пособия по инвалидности, установленного для соответствующих категорий лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ), выплата месячного пособия производится в виде соответствующих доплат к пенсионным выплатам по возрасту или пенсионным выплатам за выслугу лет до размера месячного пособия по инвалидности, установленного для этой категории ЛСИ”, - сказал в сообщении вице-министр труда и социальной защиты Ержан Биржанов.
Поэтому в большинстве случаях лица, достигшие пенсионного возраста, переходят в получатели пенсионных выплат. Вследствие этого возникает разница между численностью ЛСИ и численностью получателей пособия по инвалидности.
В ведомстве также сообщили, что в целом с 2018 года освоено Т232,7 млн. и создано 390 специальных рабочих мест для ЛСИ с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, из которых 43 создано в том же году. А в 2022 году из республиканского бюджета запланировано Т59,3 млн. на создание 71 специального рабочего места.
К примеру, у инвалида первой группы Виталия Васильева размер пенсии составляет около Т130 тысяч. Он выбрал пенсионные выплаты, потому что выбрав государственные социальные пособия по инвалидности, ему пришлось бы довольствоваться только ими. А это всего лишь 1,92 ПМ или Т65 860. Хватает ли ему такой суммы на лекарства, когда все дорожает, а чиновники не могут сдержать рост цен, история об этом умалчивает.