Ситуация в мире крайне сложная и нестабильная. И Казахстану, конечно, тоже непросто. К сложным временам нас призывают готовиться председатель Нацбанка, министр национальной экономики и даже президент страны. Но что конкретно ждет Казахстан? Галопирующая инфляция? Безработица? Так и хочется, как в старом советском фильме сказать: «Огласите весь список, пожалуйста!» Понятное дело, что по-простому государственные мужи объяснять народу, что происходит с казахстанской экономикой в свете анонсированной Трампом торговой войны, не будут, поэтому Ulysmedia.kz попросил комментарий у экономистов.
КАК КАЗАХСТАН ЗАДЕНЕТ ВОЙНА ТРАМПА С ИМПОРТОМ?
Как только Дональд Трамп ввел повышенные пошлины на все импортные товары, казахстанское министерство торговли и интеграции поспешило выступить с заявлением о том, что под ударом менее 5% казахстанского импорта и переживать не о чем.
Но, как водится, все в мире гораздо сложнее: сразу же после громких заявлений американского президента, упал курс тенге и подешевела нефть. Не исключено, что дальше будет только хуже. Именно поэтому Касым-Жомарт Токаев призвал готовиться к мировому финансовому шторму, а Миннацэкономики переписывает бюджет с расчетом на цену нефти в 55 и даже в 50 долларов за баррель.
- Многое в мире сейчас будет зависеть от того, как сейчас договорятся между собой Китай и США и США с Европой. И договорятся ли вообще. Лично я к этому отношусь скептически: может они и найдут какой-то компромисс по текущей ситуации, но концептуально Трамп будет продолжать вести текущую политику, - предположил экономист Арман Бейсембаев.
Арман Бейсембаев. Фото из открытых источников
Он отмечает, что американский президент хочет выровнять торговые балансы с каждой мировой державой, это значит, в перспективе он заставит покупать у него нефть, газ, пшеницу и многое другое. То есть, не исключены глобальные перестройки в поставках ресурсов, которыми торгует в том числе Казахстан.
Кроме того, уже сейчас Трамп ведет переговоры с Ираном о повышении добычи и, как следствие, снижении мировой цены на нефть.
А для Казахстана это – ключевой показатель, именно нефть в основном обеспечивает нашу страну валютой.
- Стоимость нефти однозначно, если и не снизится, то расти не будет. А для нас даже текущая цена нефти равнозначна потерям бюджета. Также снижаются цены на другие сырьевые ресурсы, такие как уран и металлы. И страдаем от этого не только мы, австралийский доллар сильно упал, канадский… Да все страны, которые зависят от экспорта ресурсов, сейчас испытывают сложности с устойчивостью своих национальных валют, – говорит финансовый советник R-Finance Арман Байганов.
Арман Байганов. Фото из открытых источников
Последствия одного лишь удешевления нефти, которые, по мнению экономистов неминуемы – это рост курса доллара и дефицит казахстанского бюджета.
ОГЛАСИТЕ ВЕСЬ СПИСОК
Это, как объясняют эксперты, может повлечь за собой и другие неприятности.
- Рост курса доллара спровоцирует рост цен на импорт, а значит и другие цены в стране начнут расти быстро и сильно, потому что так или иначе импортные товары у нас требуются для производства многих отечественных. А это значит снижение уровня жизни населения, снижение покупательской способности. Ну и, поскольку у нас экономика довольно критично завязана на сырьевую ренту, снижение стоимости этого сырья, резкое усыхание валютного канала, скорее всего, частный сектор, который был завязан на распределении этой ренты, а также на бюджет, как на еще один распределитель этой сырьевой ренты, начнет «схлопываться». То есть, будут банкротства, будут увольнения и сокращения рабочих мест, урезание зарплат и так далее, - прогнозирует Бейсембаев.
С НАЦФОНДОМ НА ОТСИДКУ
Самое печальное, что на мнение США Казахстан никак не сможет повлиять. На торговые войны между Америкой и Китаем – тоже. Все, что нам остается, это просто как-то подстраиваться под складывающиеся условия.
- Мы – страна со слабо диверсифицированной экономикой и большой зависимостью от нефти, так что лучшее, что мы можем сделать в данной ситуации, это просто пересидеть эти сложные времена. Проще говоря, пришло время Нацфонда. Мы его, собственно, для таких сложных времен и создавали, пытались копить. Нацфонд – это кубышка на черный день. И черные дни пришли. На 2 – 3 года его нам точно хватит, а там мы либо выживем, либо все станет еще хуже, - рисует мрачные картины будущего Арман Бейсембаев.
Поэтому, уверен экономист, самый главный вопрос, который сейчас должен стоять перед правительством и Казахстаном – как именно тратить Нацфонд, чтобы это не было простым разбазариванием денег.
- Самое страшное во всей этой истории – снижение доходов граждан. Особенно с учетом того, что у нас из 9,5 млн трудоспособного населения примерно 7 млн «сидят» на потребительских кредитах. Когда люди останутся без работы и без денег, первое, что они сделают, это перестанут платить за кредиты. И тогда под угрозой краха окажется вся банковская система Казахстана: у банков возникнет так называемый «кассовый разрыв» - им не будут возвращать кредиты, они не смогут выплачивать депозиты. И начнется настоящая паника. Конечно, у банков и у самих есть ресурсы, чтобы выстоять какое-то время, и у Нацбанка есть ресурсы, но если и этого не будет хватать, то, возможно, потребуются и вливания из Нацфонда, - говорит Бейсембаев.
Он подчеркивает: до этого может и не дойти, но предусмотреть такой вариант развития событий казахстанское правительство просто обязано.
Как уверен Бейсембаев, именно банковская система должна оставаться стабильной в любом финансовом шторме, поэтому на ее поддержку Нацфонд жалеть не надо.
Арман Байганов считает, что помогать из Нацфонда и бюджета надо сейчас в первую очередь тем отраслям экономики, которые могут дать Казахстану хоть какую-то независимость от мировой торговой войны.
В первую очередь это сельское хозяйство и переработка.
- У нас самый сильный потенциал сейчас в АПК и легкой промышленности. В прошлом году кредитование аграрной отрасли было увеличено почти в два раза, как итог - отрасль по итогам года показала прирост почти на 14%, в то время как другие отрасли выросли на 3 – 4%. То есть эффект от вложения в АПК есть, надо это продолжать, - считает он.
НЕ НАДО ПАНИКИ?
Руководитель аналитического центра DESHT Куаныш Жаиков считает, что риторика Трампа по большей части блеф расчетливого бизнесмена.
- Трамп не безумец, он - бизнесмен. Причем американский, со стилем жестких переговоров - отсюда резкие заявления и игра "на грани". Но как бизнесмен, он понимает, что радикальный сценарий не выгоден и для самих США. У них ведь тоже есть нефтяные компании, как добывающие сланцевую нефть внутри, так и обычную за рубежом. И торговые войны ударят по ним, причем как именно - не известно. То есть, одно дело - переговоры, другое - реальные действия, - предполагает он.
Куаныш Жаиков. Фото из открытых источников
Но подчеркивает, что правительство так думать просто не имеет права, их задача сейчас – рассмотреть самые негативные из возможных сценариев и прописать поэтапный план действий. Скорее всего, Казахстан столкнется с тем же, что было в 2008, в 2015, 2020 и 2022 годах: бизнес поддержат из бюджета и Нацфонда, введут какие-нибудь налоговые каникулы, чтобы минимизировать шоки от роста доллара.
- Мне кажется, более актуальный вопрос - что мы будем делать долгосрочно. США всерьез намерены бороться с Китаем, а нас это косвенно тоже затронет, потому что мы много разнообразного сырья туда поставляем. То есть, напрямую не коснется, а вот косвенно, через мультипликативные эффекты - вполне. И это будет длительно, но устойчиво. Такая медленная, неприятная стагнация - отсутствие роста, - прогнозирует он.
И вот тут Казахстану явно придется отказаться от многих уже задекларированных идей, в том числе – от заложенных в плане развития до 2029 года. Вряд ли у нас получится в таких условиях удвоить ВВП, преумножить наш Нацфонд и так далее.
- В дополнение, налоговую реформу тоже, скорее всего, придется сворачивать, потому что планировали использовать момент роста, а его уже нет, - предполагает Куаныш Жаиков.