×
520.93
609.07
6.68
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
520.93
609.07
6.68

Совет Нацфонда: перезагрузка или видимость изменений?

Сегодня, 09:16
Совет Нацфонда: перезагрузка или видимость изменений?
Ulysmedia.kz

Новость прошлой недели, что президент создал и возглавил Совет по управлению активами Нацфонда, а заодно ЕНПФ могла бы вызвать резонанс и неудобные вопросы. Например, неужели с деньгами пенсионки и Нацфонда все так плохо, что Токаеву пришлось взять и эти направления под личный контроль? Однако, есть одно «но», этот Совет работает без малого четверть века, и все это время его функции и состав практически не менялись. Поэтому, если и мелькала мысль, что, как минимум, теперь правительство перестанет нырять в Нацфонд затыкая бюджетные дыры, она скорее всего беспочвенна. Тем не менее, указом президента Совету добавили функций, и Ulysmedia.kz выяснил, что все-таки есть надежда, что деньги «для будущих поколений» будут тратить более эффективно.

НОВЫЙ СТАРЫЙ СОВЕТ

Совет по управлению активами Нацфонда существует с 2001 года. А вопросы управления пенсионными активами ЕНПФ, входят в его функции с 2015. И последние десять лет законодательная база, регламентирующая его работу, особо не менялась, если не считать 2023 года, когда в положении о Национальном фонде из пункта о главе Совета убрали слово «Первый», оставив просто – президент. Таким образом Назарбаева лишили последней государственной должности. 

Помимо президента, в состав Совета входят премьер-министр, председатели сената и мажилиса, руководитель администрации президента, глава Нацбанка, первый вице-премьер, глава Высшей аудиторской палаты, министры финансов и экономики. Несмотря на внушительность состава, работу Совета прозрачной не назовешь. По регламенту он собирается не реже одного раза в год, может поэтому в информационном поле не появляются даже сухие пресс-релизы об очередном заседании. И эксперты от финансов и экономики, которые могут часами говорить об инвестиционной политике в деле управления активами Нацфонда и ЕНПФ, на вопрос что может измениться после указа Токаева в работе Совета, разводят руками – комментировать нечего, информации нет.

   - Если коротко, то ничего не изменится. Потому что это же не сущностные изменения, а поверхностные - формальная вещь. А формальные вещи, ничего не меняют, - говорит экономист Жарас Ахметов. 

Тот факт, что каких-то кардинальных изменений ожидать не стоит, в том числе и в вопросах открытости и прозрачности работы Совета, подтвердил и глава Нацбанка. 

   - Совет по управлению национальным фондом, как институт давно существует. В связи с тем, что был принят новый бюджетный кодекс, подзаконные акты, которые касаются бюджетного кодекса, тоже принимались в новой редакции. Там чуть расширили, функции и полномочия совета, но базово он остался прежним. И основная задача, это как раз-таки смотреть на обоснованность предложений госорганов по использованию средств национального фонда. Но, я думаю, что в условиях нового бюджетного кодекса и нового налогового кодекса здесь будет достаточно ещё более эффективная работа этого совета, - сказал Тимур Сулейменов на брифинге в Нацбанке.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ

Насчет эффективности работы Совета, конечно, можно и поспорить. Изъятия из Нацфонда на нужды правительства неоднократно подвергались критике, в том числе и со стороны депутатов. Хотя, учитывая, что спикеры обеих палат входят в Совет, депутатам стоило заслушать в первую очередь своих коллег. Ведь они принимают непосредственное участие в утверждении траншей. Что же касается активов Нацфонда, то наивысшая сумма была в 2014 году – более 75 млрд долларов. На протяжении последних двух лет она колеблется между 56 и 60 млрд. С пенсионными активами положение, на первый взгляд лучше, они растут постоянно и уже превышают 23 трлн тенге. 

Но рост обеспечивается больше взносами казахстанцев и их работодателей, а не удачным выбором направлений инвестиций. Достаточно вспомнить историю с азербайджанским банком, когда 250 млн долларов ЕНПФ вложили в долгосрочные облигации банка, а через три года он объявил себя банкротом. Инвестиции в конце концов вытащили, но осадок остался. В 2018 году были осуждены экс-руководитель ЕНПФ Руслан Ерденаев и его заместитель Медетбеков. Там была история с приобретением за счет ЕНПФ ценных бумаг заведомо проблемной отечественной компании. И подобных примеров в истории ЕНПФ достаточно. Да и политика инвестирования активов Нацфонда и ЕНПФ является предметом периодической критики со стороны экспертного сообщества. Львиная доля инвестиций вкладывается в государственные ценные бумаги и компании квазигоссектора. Логика понятна, доходность невысокая, но зато без рисков невозврата. Но эта логика оправдывала себя, когда годовая инфляция в Казахстане не выходила за рамки 5-6%. По данным за июнь, она достигла 11,8%, тогда как доходность ЕНПФ составила чуть больше 13%. Так что, возможно, пришло время пересматривать политику инвестирования, но это как раз дело Совета, который вряд ли будет что-то менять.

Основным изменением, связанным с расширением функций Совета, можно назвать выработку предложений по определению критически важных объектов и проектов общенационального значения. То есть транши из Нацфонда должны пойти только на значимые проекты, которые должны обернуться реальной пользой для государства. Осталось дождаться списка значимых проектов, а потом посмотреть, чем все это закончится.

Новости партнеров