×
538.2
629.64
6.34
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
538.2
629.64
6.34

Бедные разбогатеют через три года, или Как казахстанский депутат чернорабочим позавидовал

Сегодня, 07:59
Бедные разбогатеют через три года, или Как казахстанский депутат чернорабочим позавидовал
Ulysmedia.kz

Мажилис парламента Казахстана утвердил ратификацию Конвенции МОТ об исчислении минимальной заработной платы – теперь, после согласования в сенате и подписи президента, мы будем просто обязаны считать минималку в соответствии с международными нормами, согласно которым она должна составлять для развивающихся стран 50% от медианной. Правда, скорой прибавки к зарплате трудящимся ждать не стоит. Почему, сколько денег потратит Казахстан на самых низкооплачиваемых работников и кого коснется прибавка – пытался выяснить Ulysmedia.kz.

Кому должны – всем обещаем

Как призналась пришедшая в мажилис министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова, Казахстан обязан ратифицировать 131 Конвенцию МОТ, которая обязывает стран-подписантов считать минимальную зарплату таким образом, чтобы даже самые бедные не чувствовали себя обделенными.

И мажилисмены особо спорить не стали и дружно проголосовали за документ. Теперь его должен утвердить сенат и рассчитывать МЗП в Казахстане будут обязаны в соответствии с международными нормами.

Правда, как пояснила Светлана Жакупова, у нас есть время до 2029 года, ведь бюджет на 2026 – 2028 годы уже сверстан и МЗП в нем указана на уровне 85 тысяч тенге в месяц.

Когда бюджет не может, а чиновники считают

Впрочем, в то, что Казахстан реально повысит минимальную заработную плату до рекомендуемых МОТ размеров – 50% от медианной, не верят даже депутаты.

   - У нас сегодня социальные обязательства привязаны к возможностям бюджета, а не к реальным потребностям населения, - напомнил мажилисмен Павел Казанцев.

Светлана Жакупова, кажется, даже немного обиделась на это вполне резонное замечание:

   - Я не соглашусь с тем, что мы ориентируемся только на возможности бюджета и сдерживаем заработную плату. Могу привести официальные данные наших систем, где мы мониторим 96 тысяч предприятий по различным факторам риска, один из которых заработные платы. И индекс Кейтца по соотношению 20% верхних и 20% нижних зарплат мы уже выполняем на 50%, - парировала министр.

Вообще, чтобы разобраться во всех ответах Минтруда, надо иметь квалификацию экономиста или хотя бы соцработника, но, как поняли дилетанты-журналисты, в ведомстве видят, что разница между 20% самых высоких и 20% самых низких зарплат составляет примерно 50%. То есть, министерство пытается развенчивать миф о том, что в Казахстане растет пропасть между богатыми и бедными. Во всяком случае – среди работающих «в найме».

В то же время, как пояснила Светлана Жакупова, зарплаты регулируются не только международными нормами, но и отечественным Трудовым кодексом.

А он предписывает, что работающие не могут получать сумму меньшую, чем прожиточный минимум. Казахстанская минимальная зарплата в 85 тысяч тенге почти вдвое превышает прожиточный минимум в 44 с «хвостиком» тысячи тенге.

Ну и, чтобы соотечественники совсем уж не чувствовали себя обделенными на фоне других государств, она привела еще одну цифру: в Казахстане минималка составляет уже почти 30% от медианной, что, по ее мнению, весьма неплохо.

Как депутаты бедных пытались считать

Вообще, надо сказать, ситуация с минимальной зарплатой сложна для понимания даже депутатам.

Так, Гульдара Нурумова решила уточнить азы: сколько же казахстанцев получают 85 тысяч тенге?

    - Данные Минтруда – 790 тысяч человек получают минимальную зарплату, 329 тысяч человек – ниже минимальной. При этом по данным других источников, в частности, партии Amanat, МЗП получают 1,8 млн человек. Каким источникам верить, – недоумевает депутат.

Министр труда и соцзащиты пояснила, что точные данные только у министерства, так как они считают по пенсионным отчислениям, а это самый верный метод. Таким образом, не перепрыгнули порог в 85 тысяч тенге ежемесячно – более 1,1 млн казахстанцев.

Но, отвечая на вопрос другого депутата – Ерлана Саирова, Светлана Жакупова предположила, что не все официально «бедные» являются такими на самом деле.

   - У нас есть факты, когда человек с высокой квалификацией получает 85 тысяч тенге. То есть, чтобы уйти от налогов, они пишут официальную зарплату 85, а остальное получают в конверте, - уверена министр.

Чтобы прекратить эту практику, Минтруда планирует закрепить в отраслевых соглашениях минимальные зарплаты для отдельных профессий и квалификаций. Таким образом ведомство планирует убить сразу двух зайцев – и теневой рынок труда сократить, и работников защитить.

   - Когда мы идем по отраслям, мы видим какая разница идет по единой квалификации. Один и тот же профессионал в одной сфере может получать от 1,2 млн и выше, а в другой – со своими же квалификациями может получать 400 или 220 тысяч тенге. Чтобы этого не допустить, мы сегодня идем к тому, чтобы со своими социальными партнерами прописать в отраслевых соглашениях условия оплаты труда, - подчеркнула Светлана Жакупова.

Недоумение депутатов и тайны министра

Внимательно выслушав презентацию Минтруда по ратификации конвенции о расчете минимальной зарплаты, некоторые депутаты, кажется, и сами задумались о том, чтобы через пару лет уйти на «минималку».

   - Вы в своем докладе сказали, что к 2029 году добьемся того, чтобы МЗП была 50% от медианной. То есть, если медианная будет 500 – 600 тысяч, то минимальная 300 что ли? – то ли восхитился, то ли позавидовал мажилисмен Мурат Ергешбаев.

Потом он, правда, ушел в математику и предположил, что Минтруда слишком мало закладывает в бюджет, если планирует так существенно поднять МЗП.

Светлана Жакупова, надо отметить, тоже не стала подтверждать или опровергать конкретные суммы, которые будут получать на руки самые низкооплачиваемые работники, но прокомментировала вопрос о том, сколько денег потребуется из бюджета, чтобы повысить минималку к 2029 году.

Судя по ее ответу, у депутатов на руках есть подробные расчеты по общим суммам, при повышении МЗП до конкретных величин. И на базовый сценарий потребуется 45 млрд тенге. При этом депутат Ергешбаев говорил о 14 млрд тенге, возможно это самый «экономный» сценарий, предполагающий повышение зарплаты не до рекомендованных МОТ размеров, а до каких-то иных, определенных в кабинетах чиновников цифр.

Но что именно прописано в выданных депутатам справках, журналистам так никто и не сказал, придется догадываться.

Контекст

Напомним, ранее мы уже рассказывали о том, что минимальные зарплаты стараниями казахстанских министров и иных государственных деятелей, все больше превращаются из реальных доходов части казахстанцев в некую абстрактную цифру, которой, якобы в Казахстане и практически не существует.

Новости партнеров