На фоне войны, обострения геополитической обстановки и санкций в Казахстане зафиксирован отток вкладов из трех дочерних российских банков.
По информации агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) из Сбербанка, Альфа-Банка и ВТБ казахстанцы уже вывели 1,82 трлн тенге. Доля вкладов в этих организациях от общего депозитного портфеля банковской системы с начала года уменьшилась с 14,1% до 6,1%.
“Вместе с тем, поддержка ликвидностью, оказанная материнскими структурами, позволила российским банкам справиться с этими рисками и своевременно исполнять поручения по платежам и переводам клиентов. При этом удельный вес закрытых счетов в указанных банках не превышает 4% от количества открытых счетов”, – ответила на запрос Ulysmedia.kz пресс-служба АРРФР.
В агентстве заверили, что вовремя исполняет свои обязательства ВТБ, а Альфа-Банк только временно приостановил переводы в долларах США и евро для физических и юридических лиц. Клиенты в пределах суточного лимита могут снять наличные в банкоматах, перевести деньги в тенге в мобильном приложении по номеру телефона в банки участники системы мгновенных переводов и реквизитам счёта в другие банки. Но, тем не менее конвертация валюты приостановлена, за пределами собственной сети банкоматов и POS-терминалов не работают карты Visa и MasterCard.
“Временно введены лимиты на снятие наличных и переводы для физических лиц и юридических лиц – 500 тыс. тенге (либо в другой эквивалентной валюте) в сутки на клиента. Максимальный лимит снятия наличных в банкоматах – 400 000 тенге в сутки на клиента. Максимальный лимит операции в мобильном приложении – 100 000 тенге в сутки на клиента. Лимит распространяется на все операции. В кассах отделений банка выдача наличных временно приостановлена”, – объяснили в пресс-службе Альфа-Банка.
“Ограничения будут действовать до разрешения вопроса с Национальным банком РК по подкреплению Альфа-Банка наличными деньгами”, – предупредили в банке и добавили, что пока дефицит ликвидности не позволяет банку выдавать кредиты.
“Также приостановлен прием платежей в POS-терминалах для юридических лиц картами других банков, кроме Альфа-Банка. Для юридических лиц временно приостановлены платежи в эквайринге и онлайн-продажах”, – уточнили в пресс-службе.
Напомним, в конце февраля в российском Сбере заверили, что дочерние банки в Беларуси и Казахстане могут рассчитывать на необходимую поддержку. Также сообщалось, что открыта «дополнительная резервная линия».
“Оба банка предоставляют все необходимые услуги как в отделениях, так и онлайн в мобильных приложениях. Все средства клиентов доступны в полном объёме”, – заверяли тогда в головном офисе банка.
Видимо, в качестве успокоения размещена и информация на сайте казахстанского Сбербанка. В ней говорится, что в день клиенты банка могут снять до 10 тыс долларов. Больше можно получить только по предварительному заказу, а свыше 50 тыс. долларов – по безналичному переводу.
Однако клиенты Сбера и Альфа-Банка утверждают, что ситуация критическая и жалуются в социальных сетях на то, что не могут совершить даже самые простые операции на своих счетах.
“По непонятным причинам санкции США почему-то ложатся на наши плечи. Хотя наша компания проводит обычные платежи с одного тенгового счета на другой. В целом ситуация ужасная. Я, например, не могут снять деньги на зарплату своим сотрудникам, не могу оплатить какие-то услуги, даже не могу снять деньги в кассе банка. Деньги на счетах целые, но они недоступны для меня”, – заявил клиент Альфа-банка – предприниматель Алексей Точилин из Алматы. Ещё одна алматинка завила, что Сбер без объяснения причин заблокировал операции на её личном счете.
Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов говорит, что отток капитала из российских банков существенный, но не критический для системы.
“Конечно, отток из российских банков значительный – больше трех млрд долларов. Это большие деньги. В связи с этим возникают вопросы: как они будут обеспечивать ликвидность, если и дальше продолжится отток депозитов, смогут ли дальше кредитовать бизнес. Но это не отразится на системе, деньги по-прежнему в банках, но уже казахстанских банках. Российским банкам придется сложно в случае распространения санкций”, – уверен Расул Рысмамбетов.
В свою очередь в агентстве утверждают, что у российских «дочек» есть «соответствующие инструменты и потенциальная ликвидность со стороны материнских банков».
“Для клиентов этих банков нет причин для беспокойства. У банков есть все возможности по непрерывному оказанию банковских услуг в стабильном режиме, в том числе своевременному исполнению поручений по платежам и переводам денег клиентов. АРРФР осуществляет ежедневный мониторинг за ситуацией в указанных банках и, в случае необходимости, примет совместные с банками меры по поддержке ликвидности”, – заверили в пресс-службе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Очевидно, что у регулятора своя оценка ситуации и она в корне отличается от того, как её видят клиенты.
А деньги где?
Данияр Темирбаев, исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) говорит о перетоке вкладов населения из российских в казахстанские банки.
“Невольным главным бенефициаром этого стресса стал Халык банк, который получил за месяц 348 млрд тенге дополнительной депозитной базы "физиков". Kaspi "приютил" 135 млрд тенге новой ликвидности. Выбор казахстанских вкладчиков-"физиков" в пользу именно этих двух банков неудивителен, поскольку речь идёт о крупнейших по активам финансовых организациях Казахстана. К тому же публичных компаниях, акции которых представлены на Лондонской фондовой бирже”, – отмечает Темирбаев.
Решение проблем с ликвидностью
Когда банки испытывают дефицит денежной массы, они выходят на рынок межбанковского кредитования. Часто этот сектор финансового рынка сравнивают с местной анестезией. Здесь банки могут занять друг у друга деньги на небольшой срок и покрыть недостаток ресурсов.
“Оборот по сделкам измеряется суммами от нескольких сотен миллиардов до нескольких триллионов тенге в день. Но, разумеется, этот объём сделок соответствует периоду нормального состояния экономики и финансового рынка. В периоды кризиса рынок «схлопывается» и многие банки, нуждающиеся в коротких деньгах, лишаются доступа к ним. Что самое неприятное – процесс происходит за очень короткое время, интервал которого измеряется несколькими днями”, – утверждают некоторые эксперты.
“Банковский сектор Казахстана располагает существенным запасом капитала и ликвидности – 16 трлн тенге или 42,3% от активов, это позволяет банкам абсорбировать текущие внешнеэкономические шоки”, – уверены в АРРФР.
По версии агентства, с начала года совокупные активы банков выросли на 148 млрд тенге – до 37,8 трлн тенге. Собственный капитал вырос на 96 млрд тенге или 2,1% и составил 4,6 трлн тенге. Нормативы капитала и ликвидности БВУ в несколько раз превышают минимальные значения, установленные законодательством, что позволяет банкам работать в штатном режиме и обеспечивать бесперебойное предоставление услуг населению и корпоративным клиентам.
Однако совсем другое мнение у предпринимателей, которые утверждают, что самое сложное для них сейчас – вести бизнес в условиях неопределенности. Они уверены, что эту неопределенность создают отдельные банки. В такой ситуации обычно побеждают пессимисты, то есть ожидание новых волн кризиса продолжает подпитывать недоверие. Не последнюю роль во всём этом играет и официальная позиция Нацбанка и АРРФР, которые закрывают глаза на проблемы и заявляют о стабильности на финансовом рынке.
Автор: Ирина Ледовских