×
480.55
533.75
5.36
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
480.55
533.75
5.36

Авантюрный бизнес, или Почему венчурные инвестиции не приживаются в Казахстане

15.07.2024, 12:55
Коллаж Ulysmedia

Появление различных стартапов, изобретений и новых технологических решений подогревает желание бизнеса на этом заработать. Однако рисковать деньгами на таких проектах соглашаются далеко не все, может быть, поэтому у нас до сих пор нет ничего похожего на Google, Amazon или Facebook?

Гость студии Ulysmedia.kz Адиль Нургожин считает себя венчурным инвестором и уверен, что финансирование молодых компаний, которые готовы своими идеями завоевать весь мир, конечно, несет в себе определенный риск, но поэтому так и называется.

Справка:

Venture в переводе с английского - риск, авантюра или инвестиции в перспективные стартапы или компании, которые стремятся расширить бизнес и получить высокие доходы в будущем.

А вдруг бизнес сгорит, а вместе с ним и инвестиции?

- Возможно, но, если проект окажется успешным, инвестор станет совладельцем нового. Следовательно, риск высок, но потенциальный доход также велик. Такие мировые компании, как Фейсбук и Instagram тоже в свое время получили стартовый капитал от венчурных инвесторов. На языке бизнеса каждый риск должен приносить доход или опыт. Вот и весь секрет венчурных инвестиций. Если стартап сгорит – это можно будет расценивать как горький урок или жизненный опыт.

Для нас это дело новое и желающих рисковать не так уж много. Может быть поэтому казахстанцы развивают этот бизнес не дома?

- Венчурные инвестиции - это технология, которая появилась в США сто лет назад. Но сейчас в странах Азии и Африки также динамично развиваются венчурные фонды. В мире уже насчитывается около 600 млрд долларов венчурного капитала. Более половины из них приходится на долю США, 20 процентов - на азиатские страны. Венчурные фонды в Европе владеют 25 процентами мировой доли.

Чем венчурные инвестиции отличаются от других источников финансирования?

- Инвестиции в новый научный или экономический стартап осуществляются венчурным путем или через государственный грант. Потому что это зона риска и ни один банк кредит не предоставит. А венчурный фонд может инвестировать сразу в 30 новых компаний за одно вложение. Только 3-4 из них получат высокий доход, часть только сможет вернуть вложенные средства. Около 20 не оправдают надежд – это статистика из реального жизненного опыта.

У вас он уже есть?

- Я работаю в этой сфере 15 лет. Сейчас в нашем венчурном фонде 20 млн долларов. Сначала интерес к нам проявляли американцы, сейчас начала расти доля казахстанских бизнесменов. Это те, кто умеет правильно считывать деньги и знает, как получить доход. Замечу, деньги должны быть чистыми, поэтому всех желающих стать инвесторами тщательно проверяют. У компании Big Sky Capital VC два учредителя - я и мой партнер Жанибек Карсыкбаев. Мы познакомились в Монтане в 2001 году. Он эмигрировал в США из Тараза в 1998 году. Наш нынешний венчурный фонд составляет 20 млн долларов, а начинали мы с доллара.

Во что вы вкладываете деньги?

- Все это связано с ИТ-отраслью. Есть такие, как AgroTech, Probtech, Fintech, есть и компания, которая занимается кибербезопасностью – Sybersec. Замечу, что удобно работать с Сингапуром.

Что делает Сингапур всемогущим?

- В Сингапуре есть налоговые льготы, удобная юрисдикция, судебная система и благоприятный инвестклимат. Максимальный размер КПН составляет 17 процентов. Если это недавно созданная компания, она не облагается налогом в течение первых 3 лет. Я бы сказал, что Сингапур - это ворота на рынок Восточной Азии, а для стран Центральной Азии этими воротами должен стать наш МФЦА.

Кажется, нам до Сингапура еще далеко, хотя наших специалистов уже во всем мире знают.

- Я проанализировал 1500 стартап-проектов и пришел к выводу, что технологические решения, которые предлагает казахстанская молодежь, находятся на высоком уровне.

А кто запрашивает деньги на стартапы?

- Многие старше 30 лет. Есть новички в бизнесе, и те, кто уже работает несколько лет. Есть и те, кто старше 45 лет – они прошли школу жизни и намного осторожнее молодежи.

То есть к вам пришли с проектом – вы выложили деньги и ждете прибыли?

- Мы вкладываем в каждый стартап в среднем 200-250 тысяч долларов. Самый солидный кейс - 500 тысяч долларов. Деньги выдаем траншами, клиент проходит 3 этапа: первый - технологические требования, условия и кадры. На их выполнение отводится 12-18 месяцев. Если условия будут выполнены, мы перейдем ко второму траншу финансирования.

У вас хватает времени на соцсети?

- Время – это исчерпаемый ресурс, его нужно использовать экономно. У меня нет аккаунтов в Instagram, Тик-Ток - это займет мое время. А я его трачу только на бизнес, семью, спорт и книги. Если у вас нет бизнеса, новый Instagram и Тик-Ток не нужны. Эти платформы полезны для бизнеса. У любого человека есть 4 разных гормона. Один из них - дофамин - гормон, который дает мгновенное удовольствие. Те, кто говорит Тик-Ток, удовлетворяют эту потребность, но, когда вы поднимаете голову, то понимаете, что потеряли массу времени.

Наша молодежь и подростки как раз об этом не думают.

- Мы маленькая страна, но должны научиться работать на международном уровне, чтобы быть в безопасности, расти и процветать. По технологии мы должны изучать не язык стран, которые отстают от мирового развития на 20-30 лет, а язык технологий передовых и развитых. Товарооборот Казахстана с европейскими государствами набирает обороты. Аналогичная ситуация с Китаем. Наша основная задача как государства - сохранить себя, не вступая ни в какую войну. Остальное мы решим сами.

Какие перспективы у предпринимательства в Казахстане?

- Настоящий предприниматель должен быть независимым от государства. Сейчас выдаются государственные гранты и субсидии, но многие предприниматели утверждают, что для получения финансовой поддержки нужно дать взятку до 10-50 процентов.  Настоящий предприниматель - это тот, кто хочет свободы, у него должен быть характер и стремление ни от кого не зависеть. Нет этих качеств – иди на госслужбу.

Что считаете самым большим капиталом в нашей стране - нефть?

- В то время как для Юго-Восточной Азии Сингапур является надежным государством для инвестиций и развития финансового рынка, для стран Центральной Азии такой страной должен стать Казахстан – создать такое же доверие. В целом, внешняя политика страны дает импульс для привлечения инвестиций в нашу страну. Потому что доверие в настоящее время – это самый большой капитал.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.

Новости партнеров