×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Такие у нас льготы: спасёт ли платформа ФРП отечественный автопром от коррупции

01.02.2023, 12:30
Юрий Цхай и Андрей Лаврентьев/Коллаж Ulysmedia.kz

Над вопросами - что такое отечественный автопром и почему отрасль, которую уже несколько лет морально и материально поддерживает правительство, никак не может насытить казахстанский рынок автомобилями несколько лет думают не только эксперты, но и простые граждане, мечтающие купить свой автомобиль. С завидной периодичностью чиновники им дарят надежду и предлагают участвовать во всевозможных программах, но счастливчиков, получивших льготный кредит, гораздо меньше, чем возмущённых очередным государственным «лохотроном».

Сегодня в Астане представители Фонда развития промышленности объявили, что 6 февраля в Казахстане стартует новая программа льготного автокредитования и в этот же день начнёт действовать специальная платформа для приёма заявок.

Предыдущая программа льготного автокредитования появилась в прошлом году и получила большую порцию критики казахстанцев – недовольных было много, так как в очередь за машинами попали далеко не все желающие. Они писали о "сомнительных схемах" и коррупции, которые сопровождали, на первый взгляд, благое государственное дело.

Корреспондент Ulysmedia.kz на брифинге решила напомнить о жалобах на то, что сдвинуть кредитную очередь можно было только за взятку в 500 тысяч тенге.

Заместитель председателя правления "Фонда развития промышленности" Ринат Гаппаров, видимо, решил, что старое ворошить не стоит, заверил, что все эти коррупционные схемы разрушит новая платформа и даже объяснил, как это произойдёт.

    - Очередь может зависеть от разных факторов — модели, комплектации, цвета. Если это какая-то редкая комплектация или редкий цвет, её нужно будет ждать дольше. Если это какая-то популярная машина и популярная комплектация, то, соответственно, очередь ждать будет меньше.

    - Никто не сможет влезть без очереди. Автосалон должен убедиться, что этот человек зарегистрировался, как участник программы. Другой человек, ни за деньги, ни по знакомству, никак не сможет получить кредитование по нашей программе, если он не зарегистрирован, – заявил Гаппаров.

Как ответит тот или салон, если нарушит свой «долг» и, кто поставит заслон мошенникам – осталось неизвестным.

Также нас интересовало, какие выводы сделаны из ошибок прошлых программ. Оказалось, что всё инциденты с «купленными» местами в очереди на льготный кредит Фонд готов расследовать, только если будут заявления. А пока их нет – говорить и не о чем.

   - В любом случае, это отклоняется немного от темы. Для того, чтобы разбираться, необходимо заявление, — прокомментировал Гаппаров неудобный вопрос.

В число вопросов не по теме – те, которые мы не смогли задать, попали следующие:

  • Почему в открытых источниках нет отчётов по программам льготного кредитования с разбивкой по отечественным автосборочным заводам. Есть предположение что 90% средств ушли в одном направлении – в автохолдинг Лаврентьева.
  • Каков процент невозврата - прямых потерь по предыдущим программам льготного кредитования?
  • Если программы льготного кредитования предусматривались как "револьверные", то есть – отдали покупателю - вернули - снова отдали, то почему производятся дополнительные вливания денежных средств на поддержание автопрома из бюджета страны?
  • Есть ли отчет по модернизации и использованию полученных сверхприбылей от этой программы со стороны автопроизводителей? Последнее льготное автокредитование показало, что объём производства, заявленный и фактический очень разнятся. Заказанные автомобили льготники ждали месяцами, а каждое поступление автомобилей – расхватывали за 2-3 дня.

Редакция Ulysmedia.kz надеется, что Фонд развития промышленности всё-таки на них ответит.

Напомним, программа льготного автокредитования действует с мая 2022 года. Участие в ней даёт возможность купить машину отечественного производства. Как сообщил представитель Фонда, на финансирование программы льготного кредитования с прошлого года было выделено 100 млрд тенге, которые и распределяются между производителями.

Больше всего авто отечественной сборки производит ТОО "Сарыарка АвтоПром" – его учредителем ТОО Allur Auto (88%) и АО НК «СПК «Тобол» (12%). Allur Auto в свою очередь принадлежит Юрию Цхаю – 52,22%, Андрею Лаврентьеву (№45 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) – 22,38%, АО Baiterek Venture Fund – 15,50% и АО «Банк развития Казахстана» – 9,90%.

Редакция Ulysmedia.kz неоднократно разбиралась в ситуации с льготным автокредитованием и в том, кто его лоббирует.

Новости партнеров