×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Дорогой автопром: почему народу кредиты, а Лаврентьеву прибыль

18.03.2022, 17:44
freepik

В нашем кабинете министров, как в том знаменитом доме Облонских, всё смешалось. Но не будем отрицать, что стремление выполнить поручения президента, то есть оптимизировать, сэкономить, погасить, удержать и т.д., присутствует.

А так как команды из Акорды уже два с лишним месяца идут непрерывным потоком, правительство действует в скоростном режиме, видимо, времени анализировать старые ошибки просто нет. Поэтому многое получается по принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда". Редакция Ulysmedia.kz обратила внимание, что Новый Казахстан в первую очередь будет поддерживать проект, с которым, как с писаной торбой, носилась и старая власть.

Автопром – это наше всё

Одна из первых программ, которую активно взялись разрабатывать в правительстве, – льготное автокредитование. Экспертов несколько озадачила эта активность. Почему-то в ведомстве Скляра набросились, к примеру, не на решение крестьянских проблем – ведь посевная не за горами, а на автопром. Чтобы поддержать почти мифическое производство уже в апреле начнёт действовать новая программа льготного автокредитования.

Хотя цель, которую обозначает вице-премьер, выглядит не только благородно, но и патриотично – кредиты на относительно недорогие машины предназначены далеко не богатому населению.

“4% годовых без первоначального взноса сроком на 7 лет, в отличие от нынешней льготной программы, где 20% первоначальный взнос и 4% годовых. Сюда относится сегмент недорогого авто для наибольшего охвата населения”, – заявил Роман Скляр и добавил, что по подсчетам, около 70 тысяч граждан смогут приобрести автомобиль по доступной цене и выгодным кредитным условиям.

В министерстве индустрии и инфраструктурного развития в свою очередь пообещали, что требования и критерии утвердят до конца апреля.

“100 млрд возьмут в "Жасыл даму", – подтвердил информацию на расширенном заседании правительства и премьер Алихан Смаилов.

Но какие-то выводы из прошлого опыта всё-таки сделаны. Все помнят, какие очереди желающих купить машину собирались в банках, СМИ писали о коррупционных схемах, которые помогали получить льготный кредит и выручали жаждущих. Так вот на это раз в схеме льготного кредитования будет льготный список претендентов – первыми претендентами будут многодетные семьи, работники силовых структур, медики и учителя.

Револьверный эффект

В правительстве при каждом удобном и неудобном случае, как бы оправдывая свои действия, говорят о «револьверном», то есть возвратном кредитовании. Но почему-то товарищ Скляр о том, сколько денег банки вернули в казну, молчит. А знать, как благотворно подействовала программа на экономику, хотелось бы.

Хотя давно известно, что если в кошельке пять тысяч, их рассчитают до тийынки, а если речь о миллиардах, то у нас никто не мелочится. По крайней мере, ни Банк развития Казахстана, ни министерство нигде ни слова не проронили о том, что деньги, которые осчастливили тысячи сограждан, банки, заработав на процентах и комиссиях второго уровня, вернули в бюджет.

Самый дорогой для страны бизнесмен, имя которого уже много лет подряд ассоциируется со словами «отечественный автопром», тоже молчит. Хотя время на комментарии у господина Лаврентьева должно быть. Ему не приходится тратить его на то, чтобы искать покупателей – благодаря льготному кредитованию они сами выстраиваются в очередь, он не открывает сопутствующих производств – всё также, как и 10 лет назад, – работают примерно 2 сотни человек, привезли готовые детали и собрали – вот вам и отечественный автомобиль! Сегодня, правда, нет помпезности, когда в стране запускали так называемый свой автопром – президент не приезжает на открытие какого-нибудь нового цеха, государственные СМИ не выстраиваются с камерами и микрофонами, чтобы записать очередное интервью самого Лаврентьева…

Наверное, наш автомобильный магнат понял – деньги любят тишину, да и не словами такому делу надо помогать, тем более говорить в пользу автопрома уже начал и сам вице-премьер. Можно, в конце концов, расслабиться и получать удовольствие.

Кстати, банк развития Казахстана компании «СарыаркаАвтоПром» тоже даёт кредиты под 5-7 процентов годовых. Почему предприятие за эти годы с такой поддержкой до сих пор из простого автопрома не превратилось в автомобильного гиганта?

“Если в рамках данной программы будет все выстроено четко и проанализировано, так как планировало правительство и производители, то мы надеемся на продолжение данной программы и будем дальше просить правительство о таких программах”, – говорил Лаврентьев ещё в 2015-м, его просьбу дать ещё услышали и в 2022-м, а его предложение проанализировать осталось незамеченным.

Редакция Ulysmedia.kz надеется, что правительство согласится убедить нас в том, что льготное кредитование – это не лоббирование интересов отдельно взятого бизнесмена и ответит на несколько простых вопросов.

  • Чем оправдана такая заинтересованность вице-премьера Романа Скляра в запуске программы льготного автокредитования?
  • Был ли сделан анализ предыдущих этапов программы с 2015 года, какие суммы вернулись в бюджет и ли как работает заявленная «револьверность» госпрограммы льготного автокредитования?
  • По какому принципу отбираются банки – участники программы?
  • Почему БРК не отчитывается о возврате денег, которые выделялись на автокредитование?
  • Кому все-таки помогает государство – казахстанцам, которых вынуждают покупать определённые марки автомобилей, или автопрому?
  • Почему наш автопром, который так активно поддерживает государство, практически в той же стадии, что и 10 лет назад?
  • Почему в общем-то прогрессивная идея льготного кредитования превратилась в совершенно непрозрачный проект?

Мы готовы опубликовать версию не только правительства, но и наших читателей.

P.S. Хотя ответ на вопрос, почему Лаврентьеву опять включили «зелёный свет» на поверхности, и его совсем не стоит искать. Известно, что родной брат руководителя администрации казахстанского президента Мурата Нуртлеу Шалкар – совладелец компании, представляющей бренд KIA. Помните историю с Анатолием Балушкиным, завод которого закрыли в Усть-Каменогорске? А ещё осенью прошлого года Группа автокомпаний АЛЛЮР официально объявила о включении Шалкара Нуртлеу в состав Совета директоров. Может быть, это и подогрело активность правительства с льготным автокредитованием?

Новости партнеров