Каким должен быть парламент, почему под публичные издёвки покинули мажилис депутаты седьмого созыва, что делать с латифундистами, спасёт ли страну полная экспроприация, как строить Новый Казахстан и возвращать активы - темы, о которых говорят все: от чиновников и политологов, до артистов. Вот только что именно это значит для казахстанцев и как повлияет на жизнь простых людей? Бывший госслужащий, новатор Саят Нюсупов в интервью Ulysmedia.kz подробно рассказал о политических процессах и простыми словами объяснил, что ждать от этих изменений каждому из нас.
- Новый Казахстан только начинает приобретать определенные очертания, но уже ясно, что это вызов и для власти, и для народа. В моём понимании - Новый Казахстан – это, прежде всего, принцип справедливости в отношениях между людьми, между властью и народом, в корпоративной, экономической и этической сферах. Я помню, когда впервые избирали президентом Токаева, он сказал, что в нашем обществе есть дефицит справедливости и это меня задело за живое.
И что, перемены начались?
- Недавно назначили молодых министров, а народ опять критикует, говорит, что у них нет опыта, а кто-то наоборот говорит, что пусть приходят молодые. Так вот не должно быть критерия - слишком молодые или слишком старые. Главное качество любого нового руководителя - это абсолютное отторжение коррупции. Она же разъедает любого человека во власти - и старых и молодых. Нужна новая генерация и новая система управления.
А с нашим менталитетом создать её будет не просто. У нас же как – назначили, значит стал бастыком – кого-то надо на работу устроить, кому-то победу в тендере организовать.
- Почему сразу наш менталитет? Нельзя менталитет текущего момента связывать с менталитетом целой нации - это неправильно.
30 лет у власти были одни шапрашты – президент, министры, акимы...
- Абсолютно верно, но правда заключается не только в том, что шапрашты занимали должности - на эту тему можно бесконечно спорить и скатиться к родоплеменным войнам. Мы должны отойти от этого – нет тут никакого менталитета, всё должно быть в рамках закона. Конечно, определённые критерии отбора на госдолжности были во многом мотивированы родственными связями, но среди шапрашты тоже есть достойные люди! Надо совершенствовать законодательство – не должно быть привилегированных социальных групп, отдельных партий или отдельных личностей, как было раньше. Должен действовать принцип равноправия.
Но пока всё так же, как и было – как и раньше, куда ни глянь – везде «Нур Отан», то есть «Аманат».
- Всё время было, было, было – давайте уже смотреть как будет! Мы знаем, как управлять государством и экономикой - казахи не пропадут, но нам пора двигаться вперёд. Впрочем, это движение уже началось - есть изменения в законодательстве, выборном процессе, в политике, экономике, появились ограничения по доступу олигархов к ресурсам. Я думаю, что мы находимся в самом начале большого пути, но как в сказке – заснуть и проснуться в новом государстве - не получится. Я читаю в соцсетях – люди пишут о слабых темпах и нерешительности, но какой может быть другой путь? Отобрать и разделить? Давайте отберем должности, собственность и деньги, разрушим банки, ограбим магазины – это не наш путь! Мы должны создать, приумножить и справедливо распределить.
Что приумножать, если у нас всё своровали и в офшоры вывезли?
- У Казахстана огромный потенциал - сколько бы не разворовывали, а народ всё равно не голодал. Конечно, шутка, но в ней есть доля правда. Не спорю, жили не богато, но потенциал и ресурсы сохранили - и человеческие, и природные. Теперь власть должна опереться на энергию народа, масс и двигаться вперед.
Власть декларирует, обещает, а народ не верит.
- Если раскрыть социальный портрет тех, кто вышел на митинги в январе, то, очевидно, что это люди с очень низкими доходами. Отсутствие возможности жить достойно - в этом главная несправедливость. В моей родной Жетысуской области тысячи выпускников не попадают в колледжи, в вузы, в армию – они нигде не заняты. Из них в январе на площадь в Талдыкоргане вышли многие. Это как раз та молодёжь, которая не видит перспектив, и такая жизнь их настолько угнетала, что они пошли на крайние меры и выступали против глобальной несправедливости. Но создание социальных лифтов - это же решаемый вопрос – нужно увеличить бюджетирование средне-специальных учебных заведений и гранты давать. А у нас разрыв - есть белые воротнички, это министры, бизнесмены, госслужащие, есть черные воротнички - это рабочие и крестьяне. А синих воротничков, то есть выпускников профтехобразования с конкретной профессией - нет. Чтобы стать айтишником, инженером или ветеринаром – не нужно заканчивать университет, а на рынке все эти специалисты нужны. Так надо помочь молодежи – научить, дать профессию в руки. Они будут работать и зарабатывать. Я считаю, в Казахстане есть возможности для финансирования средне-специального образования.
Вы думаете об этом не знают министры от образования?
- Я уверен, что они понимают главное – то, что нужно сделать всё для того, чтобы ни один выпускник школы не остался без внимания государства и не исчез с социальных радаров. Он должен или учиться, или работать или служить в армии.
Село – это вообще тема номер один. По отчётам правительства в развитие села столько миллиардов отправили! А нищета всё равно осталась.
- Даже те миллиарды, которые выделили – это ничтожно мало. Проблемы нужно комплексно решать - аул нельзя делить по сферам – туристическая или сельскохозяйственная. Например, миллиарды выделяются по линии сельского хозяйства, миллиарды на новую программу развития туротрасли, миллиарды выделяются на дорожную и другую инфраструктуру – всё это идёт параллельно. А почему бы эти потоки не объединить? Допустим, Жетысуской области после раздела Алматинской досталось всего 15 процентов ВРП. Можно сделать вывод, что теперь жить в новой области будет тяжелее, чем раньше. Сейчас делаем ставку на туризм - давайте мы построим кэмпинги, дороги, проведём воду и электричество. А почему бы к этому не привлечь крестьянские хозяйства, которые могут стать бенефициаром этих туристических инвестиций? Кто лучше, чем крестьяне знает тропы Джунгарского Алатау? Никто! Именно жылкыши и туристические уголки покажет, и историю как никто другой расскажет – это будет просто бомба. А если ему добавить субсидии в сельское хозяйство? Здесь тенге, там тенге - и он уже два тенге сможет заработать. У нас же так никто не делает, у нас построена другая структура - у кого связи, у того и ресурсы.
Что мешает поменять это правило? Мы много говорим, что нет свободных земель - всё «схвачено» и куплено, как их забрать?
- Было время, когда отдельные лица приобрели или взяли в долгосрочную аренду большие объёмы земельных ресурсов - это и посевные площади, и пастбища. Сейчас мы, во-первых, должны провести инвентаризацию и выяснить, кому, что и на каких правах принадлежит. Во-вторых, определить тех, кто не использует эту землю. Но есть и выкупленные земли, которые находятся в частной собственности. Если у них просто отобрать землю – это тоже приведёт к конфликту. Поэтому выход один – совершенствовать законы, потому что сейчас они уже не решают проблемы. Нужно принуждать собственника не быть «собакой на сене». Если он не обрабатывает землю, сено не косит, не продает на рынке ,он замораживает продукт и вредит общественному благу. Вот в этом случае государство в интересах народа может вмешаться. Есть у нас богатые люди, они не хотят работать на земле, но они не должны мешать народу кормить себя и развиваться только потому, что когда-то купили землю – поэтому или вкладывайся, или «извини-подвинься» - народ сам решит, что делать с этой землей.
Почему эти вопросы до сих пор не поднимали депутаты, почему не сдвинули проблему с мёртвой точки?
- Депутаты 7 созыва избирались в старом Казахстане. Вспомните, кто они были - популярные личности в медиасфере, которые когда-то что-то яркое сказали и, может быть, кому-то помогли. Депутатский корпус был не совсем профессиональным и компетентным, поэтому и не стал отдельным законодательным институтом как в развитых демократиях. Везде исполнительная власть отделена от законодательной, а у нас эти ветви срослись. От самих депутатов инициативы по пальцам можно пересчитать. А так как мы начали строить социальное государство, мы должны все эти институты и атрибуты иметь, а получим мы их только через новые выборы.
Какими должны быть депутаты с учетом вызовов нового Казахстана и нового времени?
- Я думаю, что они должны быть профессиональными и чувствовать ответственность перед народом. И главное, их должен выбрать народ. Конечно, они должны быть относительно свободными и болеть за страну - нам нужен реальный парламент, который будет реально работать и принимать законы, которые поднимут благосостояние людей. Парламент не должен быть игрушечным, только тогда он снимет большое напряжение. Это место координации всех политических сил для выработки решений на благо страны.
Вы верите, что следующий парламент будет таким?
- Вы скептик, а реальность надо менять за счет энергии людей, которые способны это сделать. Я согласен, это зависит от избирательной системы. Но то, что 30 % депутатов будут избираться по одномандатным округам – это даст какой-то драйв обществу. От голоса каждого гражданина будет зависеть, кто получит мандат – это вам не какие-то многоликие партийные списки.
Мы 30 лет доверяли, мои родители доверяли и надеялись, что вот-вот станет лучше.
- Народ доверял власти, но главное - власть должна доверять народу, потому что источник любой власти - это народ, который реализует свое право на власть через институты, в том числе, и выборные. Вот у нас начали сельских акимов выбирать, потом процесс зачем-то растянули на 2024 и 2025 год. Зачем? Когда это размазано и растянуто, эффекта не будет. Тоже самое с выборами в Мажилис. Надо провести выборы без всяких вбросов - ни один голос не должен быть украден, потому что это опять подорвет доверие к власти.
Это всё крутые месседжы, а в жизни всё гораздо прозаичнее – маленькие зарплаты, кредиты, безработица..
- В целом проблема закредитованности всем видна и государство принимает решения - уже принят закон о банкротстве физлиц. Я хочу обратить внимание, что мы строили банковскую систему и создавали для неё льготные условия - не для ученых, аграриев или госслужащих – почему? Со своими кредитными процентами банку всё равно – вернут ему кредит или нет - в целом он возвращает свою доходность, а остальные продает коллекторам, которые кошмарят народ.
А почему такие большие проценты?
- Это очень большая проблема, но тут надо от категорий к категории, кто берёт быстрый кредит? Очень большая прослойка, телевизор смотришь - приди и выиграй, идет месседж игровой, что это легкие деньги, тут финсфера сразу говорит, что у тебя есть возможность получить легкие деньги - возьми кредит, ты берешь 100 тенге под 50% годовых и думаешь, что эти 100 тенге положил в тотализатор и ты выиграешь 200 тенге из них 150 тенге отдашь банку и 50 выиграешь - они завлекают, и всё.
В этом году многие попали в кредитную кабалу, потому что были вынуждены брать в долг у банков на школьные принадлежности и еду.
- Есть классические вещи: государство должно обеспечить базовый уровень для каждой семьи, чтобы она могла ребёнка собрать в школу, продукты купить, транспорт, иметь доступ к чистой воде и чистому воздуху. И мы должны все это обеспечить. Законами, ресурсами и достаточным финансированием. Это большие проблемы, но их придётся решать.
Закредитованность - это последствия наших кризисов, нашего исторического прошлого, когда богатства распределялись среди узкого круга лиц, олигархии. Но думаю, что мы сможем это выправить, есть же примеры. Грузия тоже была бедной, а за 8 лет смогла стать совершенно другим государством. Мы должны не упустить шанс, который у нас появился и заставить государство работать. Но у нас не только должен быть новый парламент и новый госаппарат. Каждый из нас должен обновиться, спрашивать не у страны, что ты сделала для меня, а у себя спросить – что ты сам сделал для страны. Мне кажется, что пора найти консенсус между властью и народом, другого пути у нас нет.
Полную версию интервью Саята Нюсупова можно посмотреть на YouTube-канале Ulysmedia.kz.