В суде №2 Сарыаркинского района продолжается процесс по делу Боранбаева и Наханова. Накануне адвокаты сразу задали тон и потребовали вызвать на допрос Кайрата Шарипбаева.
Корреспондент Ulysmedia.kz уже отметил нестандартный ход этого заседания – кроме обвиняемых, обвинителей, пострадавших и свидетелей в эти дни здание суда осаждали звезды эстрады, знаменитые спортсмены и просто известные личности, которые решили поддержать Боранбаева и убедить судью, что не стоит держать за решеткой человека, который явно не собирается бежать из страны или на кого-то нападать. Но судья осталась непреклонной, её не тронули слова ни Нагимы Ескалиевой, ни Аршавина - подсудимый очередную ночь провёл в камере.
История дела
Боранбаев и Наханов - учредители ТОО "АзияГазЧунджа". По версии следствия, руководство Qazaq Gaz (бывший КазТрансГаз) приобрело газ через компанию Боранбаева по завышенной цене, вместо того, чтобы купить его напрямую у "Газпрома". В результате этой сделки нацкомпания потеряла 14,5 млрд тенге. Уже прозвучало и имя организатора сделки, но дело бывшего топ-менеджера Qazaq Gaz Ибуллы Серди, покинувшего страну, расследуется отдельно.
В итоге, Боранбаева и Наханова по подозрению в пособничестве, присвоении чужого имущества в особо крупном размере и легализации денег, добытых преступным путём, отправили в СИЗО.
Мы наблюдали, как в течение нескольких дней команда адвокатов пыталась объяснить судье, что обвинение «шито белыми нитками». Судье было представлено письмо генерального директора ООО “Газпром Экспорт” Бурмистровой, которая опровергла возможность прямых сделок с Qazaq Gaz и подтвердила выгодность сотрудничества с компанией Боранбаева. В суд даже были вызваны представители потерпевшей стороны – менеджеры нацкомпании. Объяснить природу сделки и схему присвоения чужого имущества они не смогли. Один повторял, что «поддерживает обвинение в части предъявленного иска», второй сообщил, что убытков не было.
Где Шарипбаев, который знает всё
Сегодня адвокаты решили, что пора искать более компетентных свидетелей и предложили вызвать в суд бывшего председателя правления КазТрансГаз (ныне – АО НК QazaqGaz) – Кайрата Шарипбаева.
- Все эти протоколы межправительственных совещаний между Газпромом и «КазМунайГаз» подписывал Шарипбаев Кайрат Каматаевич. Сегодня у нас представители государственного обвинения пытались выяснить кто же стоит за всем этим. Поэтому, уважаемый суд, в целях объективности и полноты судебного следствия, я считаю важным и необходимым вызвать в суд и допросить в качестве свидетеля председателя правления 2019 году КазТрансГаз – Шарипбаева, - предложил защитник Наханова.
Судья не стала протестовать – Шарипбаев, так Шарипбаев, хотите допросить – ну и вызывайте, разрешила она.
- В связи с тем, что у защиты нет возможности с ним связаться и вызвать его в суд, просим обеспечить его явку. Я прошу в соответствии со статьёй 99, пунктом 5 – оказать содействие стороне защиты в вызове и допросе в качестве свидетеля Шарипбаева Кайрата.
Кто найдёт Шарипбаева
Судья спорить не стала, только сообщила, что у неё вопросов к бывшему руководителю пострадавшей компании нет, поэтому хотите Шарипбаева допросить – вызывайте.
Журналисты, наблюдающие за судебным заседанием, почувствовали интригу – ведь всем известно, что Шарипбаев в последнее время вне зоны доступа – куда суд отправит повестку человеку, который наверняка знает куда делись деньги?
Но не тут-то было – судья отказалась выписывать повестку, потому что так и не увидела необходимости в допросе свидетеля.
- Поскольку сторона защиты просит допросить бывшего председателя правления «КазТрансГаз» (ныне – АО НК QazaqGaz) по обстоятельствам дела, то суд удовлетворяет ходатайство, - ответила она адвокатам.
- Прошу обеспечить его явку стороне защиты, - вынесла свое решение Назгуль Бапакова, но пообещала, что суд окажет содействие в рамках своих компетенций.
Интриги с допросом Шарипбаева не случилось
Адвокаты подняли ещё один вопрос, который касается изменения меры пресечения в связи с окончанием срока содержания под стражей подзащитных.
- Завтра истекает срок содержания под стражей Наханова и Боранбаева. Уважаемый суд! Люди, представляющие наш Казахстан на мировой арене и заслуживающие доверия готовы выступить поручителями. Я думаю, авторитета этих людей достаточно для того, чтобы выступить в качестве личных поручителей. В связи с чем, уважаемый суд, я прошу изменить меру пресечения под личное поручительство указанных лиц, либо на иную меру пресечения, не связанную со ограничением свободы, - обратился к суду Данияр Канафин.
Его поддержала и Вера Войцеховская.
- На протяжении 10 месяцев до того, как дело пришло в суд, каждый месяц следственная группа обращалась с ходатайством в следственный суд о продлении срока содержания под стражей Боранбаева. Мы каждый месяц ходатайствовали и просили суд не продлевать срок содержания под стражей. Основным доводом продления срока содержания под стражей были тяжесть совершенного преступления и возможность скрыться от следствия. Наши доводы абсолютно не учитывались, не учитывалось еще и то обстоятельство, что нами были представлены доказательства ухудшения состояния здоровья подзащитного.
Войцеховская напомнила и о том, что все доводы, которые были указаны в обвинительном акте были полностью опровергнуты свидетелями, документами и материалами.
- Нахождение Боранбаева в стенах изолятора, тем более по экономическому преступлению не оправдано. Он не является опасным для общества. Он не может повлиять на следствие и на ход судебного заседания. Его нахождение в изоляции - это просто нонсенс для нашего судопроизводства, - настаивала и пыталась достучаться до суда Войцеховская.
- Не может быть такого, чтобы ни один из свидетелей, которых вызывали органы прокуратуры, не сказал про ущерб, не сказал о хищении. Из чего мы тогда должны исходить - верить обычным словам обвинения, которые не подтверждены ни одним документом? Объясните, как нам защищаться, - спросил сам Боранбаев.
Адвокаты возмутились
Во второй половине дня обстановка опять накалилась – адвокаты возмутились тем, как идёт процесс и назвали его необъективным.
- В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах каждый подсудимый имеет право на рассмотрение его дела компетентным и беспристрастным судом. Мы просим обеспечить это право, - заявил Данияр Канафин.
Адвокат Бозабаев назвал доводы обвинительного акта предположениями, в основе которых нет фактических данных и удивился, что допрос бывшего руководства QazaqGaz не инициировали сами прокуроры.
- Не мы должны инициировать, это они должны были вызывать тех лиц, которые заключили эти контракты и соглашения, подписывали эти протоколы, чтобы подтвердить свое обвинение.
Адвокат Вера Войцеховская поддержала коллег, отметив, что Кайрат Шарипбаев поможет внести ясность в судебный процесс.
- Протокол совещания с Газпромом был подписан Шарипбаевым. И в этом протоколе был определён объём газа, который должен быть поставлен в Казахстан, стоимость этого газа по регионам. Поэтому человек, который участвовал в этих переговорах, подписывал этот Протокол может ответить на те вопросы, которые у нас сейчас возникают. Я считаю, что допрос Шарипбаева имеет большое значение для того, чтобы разрешить все спорные вопросы. Его допрос внесёт ясность, – уверена Войцеховская.
Адвокат Альмира Шайхина отметила, что впервые за свою сорокалетнюю практику сталкивается с таким процессом.
- Суд занимает сторону обвинения. Любое совершенно справедливое замечание со стороны защиты воспринимается с позиции обвинения. Я ещё не встречала, чтобы вот так в штыки воспринимали совершенно справедливые замечания со стороны защиты, – говорит Шайхина.
Судья тоже не стала скрывать, что её не устраивает позиция защиты и решила изменить порядок судебного следствия.
- При исследовании материалов дела после каждого документа у нас заявляется ходатайство, поэтому суд решил изменить порядок судебного следствия, так как считает, что со стороны защиты идет умышленное затягивание судебного процесса.
Она предложила перейти к допросу подсудимых, но адвокаты стояли на своём.
Вера Войцеховская сообщила, что на имя председателя районного суда №2 Сарыаркинского района Абинура Карабаева написала заявление об отводе Назгуль Бапаковой. Основание - признаки необъективности, предвзятости и возможной заинтересованности со стороны судьи.
Судья Бапакова свой отвод отклонила, а адвокат Данияр Канафин объяснил, почему она не может это сделать самостоятельно.
- Отвод, заявленный судье, рассматривающему дело единолично, должен быть рассмотрен председателем данного суда или другим судьей этого суда, а в случае их отсутствия - судьей вышестоящего суда”
Адвокат Бозабаев поддержал коллегу и добавил, что теперь “все, что будет дальше происходить в суде – нелегитимно”.
Когда судья Бапакова всё-таки продолжила заседание, адвокат Канафин заявил, что нарушаются фундаментальные принципы справедливого уголовного процесса, состязательность и равноправие сторон.
- Процесс установления истины в ходе разбирательства регламентирован УПК РК. Я вынужден подать эти возражения и обратить ваше внимание на нарушения уголовного процессуального законодательства и со стороны представительствующего начинают приобретать систематический характер. И в последующем это не может не поставить под сомнение законность и обоснованность вынесенного таким образом приговора. Потому, что, уважаемый суд, правосудие не заканчивается на первой инстанции, - резюмировал Данияр Канафин.
Судью не смутила строптивость адвокатов и она, несмотря на их возражения продолжила чтение материалов дела.