×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Возможна ли конкуренция на рынке Казахстана?

17.02.2023, 09:56
Возможна ли конкуренция на рынке Казахстана?
Фото из открытых источников

В прошлом году в Казахстане в конкурентную среду передали 45 видов деятельности. Они были исключены из списка видов деятельности, которые осуществляло государство. В Агентстве по защите конкуренции отмечают, что данная мера принята в русле проводимой в стране децентрализации национальной экономики, укрепления частного бизнеса, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества.

Среди данных услуг можно отметить, к примеру, такие виды, как: добыча отделочного и строительного камня, строительство прочих трубопроводов, штукатурные работы, прочие виды деятельности, связанные с предоставлением компьютеризированных услуг телефонной связи; аренда строительных машин и оборудования; строительство водных сооружений; библиотечная деятельность, включая деятельность читальных залов, лекториев, демонстрационных залов; передача электроэнергии и т.д.

Как указывается в Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы, утвержденной Указом Президента РК от 22 июня 2022 года, в базовых отраслях экономики страны присутствует высокий уровень концентрации рыночной власти, то есть низкий уровень конкуренции. Это приводило к созданию предпосылок для различных злоупотреблений «монопольной рентой».  

Несмотря на принимаемые меры по сокращению, уровень государственного участия в экономике Казахстана остается высоким. Так, в 2021 году доля участия государства в экономике составила 14,6 %. Компании с государственным участием по-прежнему доминируют в важнейших секторах экономики: в сфере топливно-энергетического комплекса (добыча и переработка нефти, добыча и реализация природного газа, электроэнергетика), транспорта (грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки, пассажирские авиаперевозки), связи, коммунальных услуг, финансирования малых и средних предприятий, финансирования сельского хозяйства.

К примеру, на оптовом рынке электрической энергии существует олигополия вертикально интегрированных энергетических компаний, совмещающих в себе энергоактивы по производству, транспортировке и розничной реализации электроэнергии. Так, совокупная доля групп компаний «Самрук-Энерго», «Казахстанские коммунальные системы», «Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация» превышает 50%. В отдельных сферах рынки монополизированы практически на 100%, в том числе отдельными региональными электростанциями. Не лучше ситуация и на розничном рынке электроэнергии.

Большие олигополии существуют и на рынках нефтепродуктов, где доля трех крупнейших поставщиков по итогам 2021 года достигла 80%, на рынке сжиженного нефтяного газа доля трех основных поставщиков: «CNPC», «Petrosun», «KMG»- более 70%. При этом отдельные локальные производители поставляют газ преимущественно в соответствующий географическому расположению регион.

На рынке коммунально-бытового угля доля 2 крупнейших поставщиков составляет более 70%. При этом доли АО «Шубарколь Комир» и АО «Каражыра» превышают 30% у каждого. На товарном рынке поставок угля для нужд энергопроизводящих организаций доминирующее положение стабильно занимает ТОО «Богатырь Комир».

На рынке железнодорожных грузовых перевозок доля трех крупных поставщиков в 2021 году составила более 93%. Причем, основную долю занимает АО «КТЖ - Грузовые перевозки» (дочерняя организация АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы»). Эта компания является национальным перевозчиком грузов, она также выполняет специальные и воинские перевозки и обеспечивает реализацию плана формирования поездов на всей магистральной железнодорожной сети.

Не лучше ситуация и в сфере пассажирских железнодорожных перевозок, где наибольшую долю занимают АО «Пассажирские перевозки» и АО «Пригородные перевозки», доля которых составила 63,5%. Причем, АО «Пассажирские перевозки» является национальным перевозчиком по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений.

Более 93% составила в 2021 году доля АО «Эйр Астана» и АО «Авиакомпания «SCAT» на рынке воздушного транспорта, в том числе на отдельных внутренних пассажирских перевозках. Приостановка деятельности авиакомпании АО «Век Air» по перевозке пассажиров также усилило доминирующие позиции данных игроков.

На рынке услуг сотовой связи представлены только два игрока - группа лиц «Казахтелеком» и «Кар-Тел». Причем, более 60% рынка мобильной связи приходится на долю национальной компании с государственным участием — АО «Казахтелеком».

Высокий уровень концентрации присутствует и в сфере коммунально-бытового хозяйства, к примеру, на рынках услуг по вывозу твердо-бытовых отходов доля трех крупнейших поставщиков услуг превышает 90%, на рынке услуг лифтового обслуживания - 89,7% (в 2021 г.), на рынке домофонных услуг в- 85%.

Также на рынке дорожного битума есть доминирующие компании в лице АО «Каражанбасмунай», ТОО «PETROSUN», ТОО «Газпромнефть-Битум Казахстан». Их доля в 2021 году превысила 80%.

На рынках цветных металлов балом правят (ТОО «Корпорация «Казахмыс», ТОО «Казцинк» и группа компаний KAZ Minerals.

Среди главных проблем, которые мешают созданию в Казахстане конкурентной среды, эксперты отмечают такие, как: ограниченный доступ к «ключевой мощности», искажение ценообразования, избирательное покровительство или фаворитизм, и т.д. К примеру, одним из проявлений избирательного покровительства является неконкурентное распределение ограниченных ресурсов. Так, на отдельных товарных рынках все еще сохраняется распределительная система в виде различного рода планов, графиков поставок. Сам Президент в январе прошлого года на заседании Мажилиса Парламента РК говорил о проблеме непрозрачности системы производства и распределения горюче-смазочных материалов.

На сегодня государством планируется введение ряда комплексных мер для изменения ситуации с конкуренцией в стране. Индикатором, который покажет улучшение в этой сфере, станет рост доли среднего предпринимательства в экономике. Так, к концу 2026 года поставлена цель достичь его доли не ниже 16% ВДС в ВВП. Также к концу 2026 года поставлены и такие цели, как:

      1) Рейтинг Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Конкуренция в сфере услуг» - не ниже 66 баллов;

      2) недискриминационный доступ субъектов предпринимательства к ключевой мощности и мерам государственной поддержки на принципах «конкурентного нейтралитета»;

      3) эффективная система предупреждения регуляторных барьеров, сдерживающих развитие конкуренции, и устранение не менее 50 барьеров;

      4) ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности (доля участия государства в экономике) - не ниже 13,9%;

      5) благоприятная институциональная и организационная среда для эффективной защиты и развития конкуренции;

      6) эффективный механизм сменяемости гражданами Казахстана поставщиков товаров (работ и услуг).

Как известно, в Казахстане создано Агентство по защите и развитию конкуренции, которое напрямую подотчетно Президенту РК. 7 июня объявлен в республике Днем работников антимонопольного органа.

В начале этого года Агентство, в числе принимаемых мер по исполнению Указа Президента РК «Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы», совместно с отраслевыми государственными органами приняло отраслевые дорожные карты по развитию конкуренции сразу на нескольких рынках, в том числе нефти и нефтепродуктов, реализации угля, хранения и транспортировки лекарственных средств, в сфере гражданской авиации, жилищного строительства, здравоохранения, в отрасли агропромышленного комплекса. Также на стадии согласования находятся Дорожные карты по развитию конкуренции на рынках железнодорожного транспорта, телекоммуникации, товарного газа, электроэнергетики, финансовых рынков. Как сообщают в Агентстве, в течение срока действия Концепции до 2026 года, по мере проработки мероприятий, данные дорожные карты будут обновляться, а по другим товарным рынкам будут приниматься новые.