Такую информацию предоставили в НПП «Атамекен», отметив, что задолженность тянется еще с прошлого года, передает Ulysmedia.kz.
Задолженность возникла из-за того, что фонд социального медицинского страхования в очередной раз задержал оплату медицинским организациям за январь и февраль, что в свою очередь привело к задолженности медицинских организаций перед соисполнителями медицинских услуг.
«В настоящее время сумма долга только перед двумя лабораториями составляет более 5 млрд тенге, в том числе за 2022 год - 1,6 млрд тенге. Предприниматели обескуражены: медицинские организации ссылаются на отсутствие финансирования со стороны фонда социального медицинского страхования, а филиалы фонда предоставляют такие же ответы о недопустимости вмешательства в договорные отношения между поставщиками (организации ПМСП и др.) и соисполнителями клинико – диагностических услуг (узкие специалисты и лаборатории)», - сообщили в «Атамекен».
Там добавили, что подобная ситуация в сфере медуслуг происходит не в первые. К примеру, в прошлом году поставщики медицинских услуг и соисполнители также не могли получить оплату за оказанные ими услуги в рамках ГОБМП или в системе ОСМС. Выплаты за январь, февраль и март 2022 года начали осуществляться только с апреля.
«И, если в прошлом году выплаты были приостановлены из-за внесения изменений в приказ «Об утверждении тарифов на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП и в системе ОСМС», то в этом году к этой причине и добавилось еще и введение линейной шкалы, которая должна стать регулятором предоставления доступа медицинской помощи населению в условиях установленного лимита средств, выделяемых из республиканского бюджета», - говорится в сообщении.
Тем временем глава департамента мониторинга регионального развития фонда Айнагуль Давлетчина говорит, что договорные отношения между поликлиникой и соисполнителями являются ддоговорными отношениями с третьими лицами, куда фонд не может вмешиваться.
«Поликлиника, когда начинает выписывать направления пациентам в любом случае должна придерживаться плана финансирования. Линейная шкала работает с 1 февраля, и соисполнители так же, как и прямые поставщики фонда должны придерживаться плана финансирования фонда. Здесь ответственность и соисполнителя, и поставщика – придерживаться этого плана финансирования. Клиника при направлении уже должна знать своих пациентов, какие направления ему положены согласно медицинским стандартам», - считает Давлетчина.
Но предприниматели недовольны таким ответом Давлетчиной. Они заявили, что линейная шкала не способна обеспечить всех пациентов необходимым количеством медуслуг.
«У нас жалобы растут за отказ в направлении к соисполнителям. То есть с одной стороны вы установили линейную шкалу, с другой стороны по протоколу диагностики и лечения мы должны направить пациента к узкому специалисту, и при этом вы штрафуете медицинскую организацию за срок ожидания оказания услуги, более 10 дней даже если лимит денег в этот месяц исчерпан. Вы загнали нас в тиски, из которых нет выхода. Во-первых, или убирайте линейную шкалу или дефект «Длительность ожидания КДУ услуг более 10 календарных дней». Во-вторых, реальная потребность нашей ПМСП в клинико-диагностических услугах 250 млн, а по линейной шкале у нас стоит 50 млн. Откуда ПМСП возьмет 200 млн.?», - высказалась предприниматель Лейла Ишбаева.
Нацпалата «Атамекен» предлагает рассмотреть поднимаемый вопрос по существу и выделить финансирование на погашение образовавшейся задолженности поставщиков перед соисполнителями.
Следует отметить, что в случае обращения владельцев частных лабораторий за принудительным погашением задолженности в судебные инстанции, может быть парализована деятельность медицинских оргнизаций у которых имеется задолженность, что в конечном итоге может негативно отразится на населении.