В Казахстане не утихают баталии, связанные с заключением соглашения с российским СБЕРом о создании платформы цифрового правительства.
Шквал возмущений в сети не прекращается по этому поводу, казахстанцы переживают за свои персональные данные, которыми теперь будут заниматься российские айтишники, а министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин вынужден то и дело оправдываться и убеждать население выступить «ЗА» и пытаться потушить разгоревшийся пожар.
Как так получилось, что Казахстану, где с 2018 года реализуется одна из самых многобюджетных программ «Цифровой Казахстан», приходится привлекать российских специалистов в IT-сфере и платить им? По разным данным, опубликованным в сети, на указанную программу только в 2018 и 2019 годы ушло 41,4 млрд тенге из кошелька казахстанских налогоплательщиков. Всего же до 2022 года на ее реализацию должно уйти 109 млрд тенге из бюджета страны и 169 млрд тенге «из средств квазигосударственного сектора», который, как известно, живет практически на средства того же бюджета.
Программа с таким внушительным бюджетом должна была «улучшить качество жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе», утверждали разработчики в лице министерства цифрового развития.
Того самого улучшения казахстанцы, к сожалению, так и не ощутили. А с приходом пандемии и вынужденных карантинных мер, обязывающих большую часть населения уйти в онлайн, стало очевидно – цифровизация Казахстана не состоялась…
За реализацию «Цифрового Казахстана» долгое время отвечал Аскар Жумагалиев, бывший министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, ныне посол республики в Королевстве Нидерландов.
В прошлом году известный в Казахстане телеграмм-канал «Нурсултанский соловей» (бывш. Uzyn Qulaq) сообщал, что Агентство по противодействию коррупции вменяло Жумагалиеву хищение из бюджета как минимум 2 млрд. долларов США, которые «он освоил за 15 лет работы в качестве куратора информатизации и цифровизации».
По инсайдерской информации канала, бывший на тот момент глава Антикоррупционного агентства Алик Шпекбаев даже настаивал на задержании Жумагалиева. Однако, по данным «соловья», в дело вмешались высокопоставленные родственники Жумагалиева и вместо тюрьмы он отправился в кресло посла в страну, известную полями тюльпанов и велосипедных дорожек.
А тем временем казахстанские депутаты задаются вопросом: кто ответит за провал цифровизации?
«Можно ли расценивать подписание соглашения со СБЕРом как признание провала предыдущих программ цифровизации, а также неэффективности расходования выделявшихся на них все последние годы бюджетных средств? И если так, то сколько именно государственных средств было затрачено на цифровизацию госуслуг в предыдущие годы, и кто несёт ответственность за их неэффективное использование?», - обратились к премьеру депутаты фракции партии «Ак жол» на прошедшем 15 сентября пленарном заседании мажилиса парламента.
Очень интересно, что ответит глава кабмина на этот вопрос?..