×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Почему "Буран" - это "сопротивление Казахстана имперской политике Москвы"

Почему "Буран" - это "сопротивление Казахстана имперской политике Москвы"
Фото взято из открытых источников

Новый выпуск российского YouTube-канала "Редакция" посвящен советскому космическому кораблю "Буран", который принадлежит гендиректору казахстанской компании РКК «Байконур» Даурену Мусе.

В марте 1996 года президенты Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев договорились о создании совместного предприятия «КРИСП Аэлита», которому в счет покрытия стоимости акций российская сторона передала недостроенные «Бураны». В 2011 году Муса выкупил пакет акций «КРИСП Аэлита» за 89 000 рублей и переименовал компанию в АО «РКК Байконур». В феврале 2021 года суд в Казахстане отказался возвращать «Буран» в госсобственность.

Конфликт из-за «Буранов» начался в мае. Тогда неизвестные проникли на космодром Байконур и разрисовали недостроенный челнок. Они оставили на нем надписи «Юра, мы приехали», «Добро» и «Прежде чем лезть к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле». После этого «Роскосмос» потребовал «оперативно принять решение о передаче уникальных объектов в один из музеев космонавтики».

В начале сентября научно-производственное объединение «Молния» (разработчик «Бурана») приехало на «Байконур» и осмотрело «Буран» и его технологический макет для «решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию России». В ответ на действия «Молнии» Муса заявил, что компания не планирует передавать «Буран» России. 

В выпуске “Редакции” Дмитрий Рогозин говорит, что Муса “просто захватил эту собственность, и надо разобраться каким образом физлицо стало владельцем уникального наследия советской космонавтики”

“Силы мои хотите примерить? Пожалуйста, я готов идти до конца. Ху из ху – посмотрим, кто есть кто”, – отвечает бизнесмен.

По словам Мусы, он весь бизнес из Казахстана вывел и работает в Европе, занимается инвестициями и нанотехнологиями. Казахстанское Минимущество судится с ним за акции “Байконура”.

Муса утверждает, что докупил у Роскосмоса 50% акций. А Рогозин говорит, что у них нет этих документов.

“Сейчас юристы работают совместно – российские и казахстанские – по просьбе казахстанской стороны. Все, что я видел – документы, которые мне предоставляли по запросу, речь шла о продаже акций одного юрлица другому юрлицу. Откуда там возник “физик”, непонятно вообще”, – удивляется Рогозин.

По мнению журналиста Алексея Пивоварова, спор из-за “Бурана” “со стороны России – это тема усиления влияния на постсоветской территории, со стороны Казахстана – это тема сопротивления усилению новой имперской политики Москвы”.

“В эпоху самоутверждения новых наций, которые являются государствообразующими, подобного рода истории не полезны, потому что они по сути дела являются поводом для разжигания крайнего этнического национализма. Я, когда прочел то, что сказал этот товарищ [Муса], посмотрел комменты под его постом, более русофобских комментов я в жизни своей не видел. И мне потом позвонили товарищи из Байконура и сказали, что с этой историей нужно заканчивать, потому что это приведет к колоссальному межнациональному напряжению”, – рассказал Рогозин.