Пробывшая полтора года в заключении в Синьцзяне Жазира Асенкызы рассказала, что ей пришлось пережить, передает Ulysmedia.kz.
46-летняя поэтесса родилась в уезде Жеменей округа Алтай. Стоит отметить, что ее стихи даже переводили на китайский язык. Она рассказала, что утром 3 мая 2017 года ее задержали.
«Мы семьей пили чай дома. Позвонил парень-казах, который работает в уездной службе общественной безопасности в Жеменее, и попросил меня зайти к ним. Как только я пришла туда, меня заставили снять колье, бусы, серьги, забрали телефон. Включили телефон и проверили его содержимое. Когда прошла внутрь, надели на меня наручники и стали допрашивать. Затем они пришли ко мне домой. В моей личной библиотеке было около полутора тысяч книг. В числе первых они выхватили Коран и книгу Шакарима и спросили, откуда они. Взяв в руки книгу Шакарима, спросили: «Что связывает тебя с этим ваххабитом?» Я сказала: «Это младший брат всемирно известного Абая, поэт и просветитель», - вспоминает поэтесса.
Она подчеркнула, что до сих пор не знает причину своего ареста, потому что ей просто запретили задавать об этом вопросы.
По словам женщины, в лагере над ней и другими заключенными постоянно издевались.
«Там был железный стул, который называли «стулом тигра». Заковывали руки и ноги и на 72 часа сажали на этот стул. Мы спали на бетоне. Одеяла, которые давали подстелить, были такие тонкие, что местами просвечивались. Специально отключали отопление, в результате у меня появились боли в пояснице. Меня заставили стоять четыре часа без движения за то, что я сказала, что у меня болит спина и мне нужно к врачу. Тогда же я потеряла сознание и разбила голову при падении», - рассказала Жазира Асенкызы.
Она добавила, что кормили заключенных отвратительно. По ее словам, еда напоминала корм для животных.
Спустя полтора года женщину освободили из лагеря. Затем она находилась под домашним арестом. Спустя полгода ей пришлось оставить мать и младших сестер, уехав в Казахстан.
«Я благодарна властям Казахстана за то, что пошли на уступки — не только мне, но и всем тем, кто спасся от гнета. Перед тем как попасть в лагерь, у меня была открыта виза в Казахстан на год, но я не успела пересечь границу. Я провела полтора года в лагере, и срок действия визы истек. Тем не менее Казахстан выдал мне визу на три года», - рассказала поэтесса.
Стоит отметить, что в 2017 году стали появляться сообщения о притеснении уйгуров, казахов, кыргызов и представителей других народов, которые являются местными жителями Синьцзянского региона.
Спустя год в ООН признали, что порядка миллиона человек находятся в лагерях перевоспитания Китая. Власти Китая объясняют наличие лагерей борьбой с экстремизмом.