Известный экономист, кандидат в президенты в 2022 году Мейрам Кажыкен считает, что Казахстан еще не избавился от бизнесмена Лакшми Миттала, акционера компании АрселорМиттал Темиртау. Ulysmedia.kz отвечая на вопросы своего корреспондента, он говорит, что после аварии ему не уделялось особого внимания.
После взрыва на шахте им.Костенко правительство поспешно распространило сообщение о том, что оформление контракта с акционерами компании о передаче права собственности предприятия в пользу Казахстана подходит к концу. Доктор экономических наук, директор института исследований современного общества Мейрам Кажыкен довольно скептичеки отреагировал на эту новость. Он считает, что забрать актив у Лакшми Миттала Казахстану будет не так просто, как нас убеждает правительство и за «АрселорМиттал Темиртау» ещё предстоит побороться.
– Главный спор впереди. Не стоит думать, что подписали контракт о расторжении с Митталом и можно забыть об этой чёрной странице в истории Караганды. Помимо него у компании ещё 5-6 акционеров. Что если хоть один из них откажется отдавать АМТ и спросит – на основании какого именно закона вы собираетесь забрать мой актив? – подчеркнул эксперт.
Он отметил, что в Казахстане нет такого закона, поэтому вероятность того, что часть акций компании "АрселорМиттал Темиртау" всё-таки останется в собственности Лакшми Миттала, очень велика.
– У нас есть закон о приватизации, но закона о национализации я не видел. Впрочем договора о передаче Карметкомбината Митталу я тоже не видел, – заявил Кажыкен.
Он пояснил, что инвестор пришёл он в Казахстан почти 30 лет назад – и вряд ли тогда с кем-то договаривался.
– Кто позволил ему стать экслуататором наших недр и граждан? Почему он всё время нарушал свои обещания и правительство смотрело на это сквозь пальцы? Что ему помешало прислушаться к шахтёрам, которые всё время говорили, что техника безопасности под землёй не соблюдается? Я говорю об этом с прошлого года, но закона о национализации как не было так и нет, правительству, видимо, такие жестие условия для инвестора показались не логичными,– возмутился эксперт.
Он также добавил, что в нашей стране те нормы, которые уже существуют, нормально не работаю. Так, в Казахстане есть трехстороннее Генеральное соглашение, которое обязательно подписывают правительство, профсоюзы и предприниматели на три года.
– Его условия тоже не выполнены – где наше министерство труда, где профсоюзы? Почему они не поднимают этот документ, в котором Министерство труда, профсоюзы и работадатель Миттал заявили, что будут защищать права рабочих? Я убеждён, что вина за неисполнение этого соглашения лежит на правительстве. Почему Генпрокуратура не проверила? Каждый год гибнут люди, масса несчастных случаев на производстве. В 2020-м, после очередной аврии под землёй мы собрали 20 тысяч подписей под петицией о защите прав трабочих, отправили в правительство – ответ так и не пришёл, – подчеркнул Кажыкен.
За трагедией в шахте им. Костенко стоят большие проблемы. И говорить, что только Миттал во всём виноват, я думаю не стоит. Ответить должны и те, кто это допустил.
Напомним, в Казахстане запустили петицию с требованием привлечь к уголовной ответственности инвестора АО "АрселорМиттал Темиртау" Лакшми Миттала и управляющего Палаватху Кришнана за "умышленное бездействие по обеспечению безопасности сотрудников".
Напомним, 28 октября произошёл взрыв на шахте им. Костенко. По данным компании “АрселорМиттал Темиртау”, которая владеет шахтой, предположительно, в лаве произошёл взрыв газометана. Обнаружены тела 45 погибших шахтёров, поиски ещё одного горняка продолжаются. Ранее появились имена первых опознанных погибших шахтёров.
Президент поручил прекратить сотрудничество с АМТ. Он заявил, что АМТ – “худшая компания в нашей истории”. По факту трагедии начато досудебное расследование. Также сообщалось, что правительство уже достигло предварительной договорённости с акционерами АМТ, и завершается оформление сделки по передаче права собственности на предприятие в пользу Казахстана.
Ulysmedia.kz рассказывала, сколько трагедий произошло на казахстанских шахтах Миттала.
Автор: Мейрам Кажыкен