Депутат мажилиса парламента Казахстана Болатбек Алиев прокомментировал очередное ЧП на месте строительства главного долгостроя страны – ветке столичного метрополитена (LRT). По его мнению, необходимо провести техническое обследование абсолютно всех опор, а также грунт и силовые фундаменты на предмет устойчивости, чтобы определить безопасность конструкции, прежде чем вводить в эксплуатацию, передает Ulysmedia.kz.
Ошибки могут привести к трагедии
Алиев подчеркнул, что опора мостового сооружения – это основной несущий элемент конструкции, который посредством опирания поддерживает пролетное строение и является связующим звеном при передаче нагрузок от пролетного строения на основание опор. При этом все нагрузки, которые принимает на себя мостовое сооружение, влияют на его конструкцию, в том числе и на фундамент – это и собственный вес сооружения, который приходится на фундамент, и нагрузка от давления грунта на подземные элементы конструкции, воздействие автомобильного и колесного транспорта, а в нашем случае это настоящий поезд, и даже погодных факторов, отражающихся в нагрузках от ветра и снега.
– Интересно, что будет, если действительно в таком виде сдадут в эксплуатацию объект и начнется движение составов с людьми? Кто-то может прогнозировать, как поведут себя те самые опоры, когда по ним начнут двигаться составы весом в сотни тонн, да еще и с людьми с учетом динамических нагрузок? – возмутился депутат.
Человеческий фактор
Он подчеркнул, что перед тем как водить такой сложный технический объект в эксплуатацию, необходимо провести техническое обследование всех опор, а также грунта и силового фундамента на предмет устойчивости, чтобы определить безопасность всей конструкции.
– К сожалению эти мероприятии стоят немалых бюджетных средств. Мы имеем дело исключительно с рукотворной проблемой, отнюдь не являющейся следствием стихийного бедствия. Это результат того, что кто-то не доработал головой и руками, не сделав объект безопасным, – заявил Алиев.
Депутат подчеркнул, что этот инцидент – следствие системных проблем накопившихся десятилетиями.
– Сама по себе опора не упадет. Скорее всего, опоры подмыло водой. Этот пример еще раз доказывает, что передача технической экспертизы и надзора в частные руки, или под контроль государства, ничего не изменит, если уполномоченные государственные органы не будут ответственно выполнять свои функции, – добавил парламентарий.
Напомним, 10 ноября на улице Калдаякова между проспектом Тауелсиздик и улицей Панфилова накренилась опора LRT. По видеозаписям очевидцев видно, как одна из опор «главного долгостроя страны» сильно накренилась в сторону проезжей части. На место немедленно подогнали строительную технику, а сам периметр вокруг опоры оцепили.
Ранее, 21 октября во время строительства LRT упал кран и раздавил находящийся вблизи автомобиль. В инциденте никто не пострадал. Сообщается, что буровая станция провалилась в пустоту асфальта гусеницей. А машина была припаркована в неположенном месте.