×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Январское обострение: СМИ Казахстана вновь массированно атакуют

Январское обострение: СМИ Казахстана вновь массированно атакуют
Коллаж Ulysmedia

Представители СМИ и крупных пабликов подали коллективное заявление в полицию из-за кибератак, передаёт Ulysmedia.kz.

Не успели вынести приговор по делу об атаках на журналистов в начале 2023 года, как СМИ вновь столкнулись с блокировками сайтов и каналов. Журналисты отмечают, что, судя по технологическим подходам, на этот раз террор организовали вполне вменяемые люди, которые не стоят на учёте в психбольницах.

И опять…

Пятого января KazTag открыто обратился к администрации президента в связи с продолжающимися DDoS-атаками на сайт агентства. Начались они в конце ноября, но в новом году террор продолжился с новой силой.

В конце декабря автор проекта «Обожаю» Асхат Ниязов потерял доступ к Telegam. Следом обнаружил тысячи комментариев под своими видеоматериалами в Youtube. Неизвестные оставляли три буквы RIP. Rest In Peace на русском значит - покойся с миром. Такие надписи оставляют на надгробиях. В ночь на 12 января хакеры заблокировали WhatsApp-аккаунты Асхата, его супруги, коллеги и даже родителей. Журналист обратил внимание, что его онлайн-медиа разом потеряло рекламодателей.

 — У нас была договорённость на коммерческий выпуск. Перед самым Новым годом мне позвонил человек и отменил, причину не объяснил. Новые рекламодатели просто перестали приходить. Договоры закончились, новых нет. Подозрений у меня много, за этим может стоять кто угодно, — рассказал Ниязов.

Заявление в полицию планирует подать в понедельник, пока он находится в командировке. Из-за отсутствия рекламных контрактов, объяснил Асхат, он был вынужден обратиться за помощью к подписчикам.

Четвёртая атака за месяц произошла на аккаунт ProTenge в Instagram. Первые нападения начались ещё в начале декабря.

— Из-за этих атак мы не можем выполнять ряд рекламных обязательств. И безусловно мы теряем в охватах. То, что они делают, это очень дорого стоит — десятки тысяч долларов, — рассказала автор проекта Джамиля Маричева.

По её словам, список СМИ, подвергшихся атакам, намного шире. Не все коллеги выбирают в качестве стратегии публичные заявления. На днях издания подали коллективное заявление в полицию, которое находится на стадии регистрации.

 — Это огромная массовая атака на медиа в стране. Мы координируем свои действия и работаем над списком подозреваемых. Вскоре сделаем заявление, — сказала Маричева.

Не особые люди

Юрист Международного Фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Сергей Уткин сказал, что уголовное дело должно быть заведено по статье 158 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».

 — Цель этих кибератак — чтобы журналист занимался своими проблемами, а не работал. То есть блокирование работы это и есть прямое основание для возбуждения уголовного дела. На мой взгляд, можно подозревать и наличие второй части статьи (деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения в отношении журналиста или его близких либо с повреждением или уничтожением их имущества). И эта вторая часть возбуждается без заявления. То есть, если в СМИ где-то об этом написали, то правоохранительные органы должны сами заводить расследование и искать подозреваемого, — прокомментировал юрист.

Журналист, по словам Уткина, такой же важный для общества субъект, как полицейский, прокурор, депутат. Но на практике представители СМИ особой защиты со стороны должных лиц не ощущают.

— Прекратить весь этот произвол можно только жёсткими мерами со стороны государства. И первый шаг к этой мере — возбуждение уголовного дела и тщательное расследование. Тогда есть вероятность, что выявят тех, кто занимается травлей. И привлекут к ответственности. А пока бедное журналистское сообщество само «бултыхается» в этом произволе, - объяснил юрист.

Дело привычное

К угрозам журналисты в Казахстане привыкли. СМИ массированно атаковали весь 2022 год, но на новый уровень борьба с медиа вышла в 2023-м – после январских событий. Сайт Ulysmedia.kz взломали, уничтожили весь архив, опубликовали личные данные главного редактора Самал Ибраевой и её семьи. Действовали хакеры жестко и профессионально. Руководитель портала написала заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело. Но взломщиков подключение полиции не испугало — восьмого февраля в офис издания прислали коробку с потрохами животного и фотографиями детей Самал Ибраевой.

13 января неизвестные подожгли автомобиль журналистки Динары Егеубаевой. В начале года она объявила о создании блока «Алтыншы Қаңтар» и баллотировалась на досрочных выборах в мажилис.

19 января журналист и автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко сообщил о попытке заблокировать дверь его квартиры монтажной пеной. 20 февраля две машины его оператора Романа Егорова сгорели.

В октябре прошлого года в редакцию информационного портала Orda.kz пришла посылка — отрубленная свиная голова с фотографией главного редактора Гульнары Бажкеновой. Намеренно разорванное фото положили в пасть животного.

10 и 13 января неизвестные разбили окна в офисе редакции сайта Elmedia. Это стало шестым нападением за полгода. Руководитель проекта Гульжан Ергалиева обратилась к министру внутренних дел с требованием взять ситуацию под контроль.

Президент Токаев отреагировал на случившееся и поручил тщательно расследовать случаи нападения. Полиция Алматы задержала по подозрению в поджоге пятерых несовершеннолетних граждан и сообщила, что заказы на свои «чёрные дела» они получали через интернет.

Соразмерное ненаказание

В ноябре суд вынес приговор по этому громкому делу. На скамье подсудимых был один из организаторов — Олексий Токарев, а также группа несовершеннолетних преступников, которых он вовлёк в свои преступные планы. Токарева приговорили к 4,5 годам лишения свободы условно, а остальных четырёх соучастников к 1 году и 4 месяцам условного наказания.

«Организатора» атаки Аркадия Клебанова отправили на принудительное лечение. Оказалось, что у человека, который умудрился устроить такой многоходовый медийный террор, надломлена психика. Поэтому, в связи с невменяемостью, судья решил, что место ему не в тюрьме, а в психбольнице.