×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Прибыль теневого вывоза дизельного топлива может превысить 10-20 млн долларов, заявил эксперт

19.02.2024, 09:35
Прибыль теневого вывоза дизельного топлива может превысить 10-20 млн долларов, заявил эксперт
Коллаж Ulysmedia

Запасов дизеля в Казахстане традиционно было примерно на 20-30 дней или около 400-450 тысяч тонн, отметил эксперт, передает Ulysmedia.kz.

Что произошло

Эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов заявил, что прибыли теневого вывоза от отмены приказа по дифференциации цен на дизель может превысить $10-20 млн в ближайшие месяцы.

«Итак, в прошлой публикации навскидку определили, что «затоварка» не должна была стать неожиданной для Минэнерго, ведь дифференцированные цены как раз и вводились, чтобы наполнить внутренний рынок и попытаться ограничить серый вывоз отечественного дизеля», - пишет он.

По данным Global Petrol Prices на 12 февраля средние цены на дизель по периметру границ составляли:

• Россия - 318 тенге ($0,71);

• Кыргызстан - 355 ($0,79);

• Узбекистан - 403 ($0,90);

• Китай - 467 ($1,04).

«Таким образом дифференциация цен в 295 тенге для казахстанского и 450 тенге для иностранного транспорта, о которой я неоднократно писал и которую поручил внедрить Президент, выполнила свою цель - операции с теневым вывозом снизились, но некритично, поскольку всего 1% от потребления ДТ по официальным продажам пришелся на иностранный транспорт. На АЗС возникла своя коррупция, с которой не смогло/не захотело бороться Минэнерго и другие уполномоченные госорганы», - отметил Байдильдинов.

При этом и цена в 295 тенге практически до нуля снизила привлекательность теневого вывоза в Россию.

По словам Байдильдинова, сейчас имеет смысл вывозить только в Кыргызстан и Узбекистан. По его оценкам, вывоз ДТ в Китай всегда был минимальным, потому что в этой стране борьба с теневой экономикой на весьма высоком уровне.

«Все эти годы я публиковал и озвучивал главный тезис по ценам: когда мы выровняем их до ориентиров соседних стран, мы можем увидеть, что никакого дефицита топлива в РК нет. А, значит, нам возможно и не нужен никакой 4-ый НПЗ или расширение ПКОП. Затоварка дизелем в феврале подтверждает эту версию. По каким-то причинам «КазМунайГаз», увлеченный назначениями, забыл свою главную задачу - стабилизация внутреннего рынка. И для этого необходимо было давно построить/расширить хранилища для ДТ. КМГ это не мог осознать самостоятельно, и тогда профильному ведомству и КМГ это поручил президент. Воз, как говорится…» - сказал он.

Запасы

По словам эксперта, запасов дизеля в РК традиционно было примерно на 20-30 дней или около 400-450 тысяч тонн.

«Навес запасов сейчас примерно 200 тысяч тонн. Давайте подсчитаем, сколько при должном контроле и механизмах продажи, отрасль и бюджет могли бы заработать, продавая это иностранному транспорту:

200 000 тонн х 1 300 литров ДТ в 1 тонне = 260 млн литров;

260 млн х 155 тенге (450-295) = 40,3 млрд тенге или около $90 млн.

Убрав цену для иностранного транспорта, Минэнерго, по сути, лишает Казахстан как минимум $100 млн только из текущих остатков (не говоря еще и о будущем производстве)», - пишет Байдильдинов.

При этом отмечает спорность этого утверждения.

«Цены на топливо, как и курсы валют, в соседних странах будут меняться, актуализируя вывоз в те или иные стороны, при этом МЭ, очевидно, будет реагировать на них с опозданием. Время - деньги, и не понимать этого в профильном ведомстве не могут, значит, есть предпосылки для коррупции. Если спорен тезис о 40 млрд тенге, представим, что в результате решения Минэнерго эти 200 тысяч тонн вывезли в Кыргызстан и Узбекистан, тогда разница составит 15,6 млрд тенге ($34,7 млн). А по сравнению со средними ценами в Узбекистане, это уже 28,1 млрд тенге ($62,5 млн)», - пишет он.

Теневые вывозы

«Понятно, чтобы вывезти, тоже нужны затраты, да и продать теневое топливо по таким ценам тоже невозможно, но как минимум $10-20 млн чистыми для теневых экспортеров это решение принесет уже в течение ближайших месяцев после отмены приказа.

Следует отметить, что в результате этого решения автовладельцы РК ничего не почувствуют - ведь цены на внутреннем рынке не поменяются. И волки сыты, и…» - уверен Байдильдинов.

Он добавил, что система сдержек и противовесов в нефтянке не работает. И предложил перезагрузить состав Нефтегазового совета при президенте, который создан «в целях стабильного и эффективного развития нефтегазовой отрасли».

Читайте также: “Минэнерго уверяет, что предельная розничная цена на бензин и дизель в РК остается без изменений”