Депутат мажилиса Абзал Куспан в экспресс-интервью корреспонденту Ulysmedia.kz дал свою версию развития событий в самом громком деле – убийстве, в котором обвиняют бывшего министра нацэкономики. Также он объяснил, почему Куандык Бишимбаев раньше срока вышел на свободу после приговора в 2018 году.
Как вы расцениваете решение защиты Бишимбаева требовать участие в суде присяжных заседателей?
- Куандык Бишимбаев в соответствии требованиям УПК РК имеет право требовать, чтобы суд прошел в открытом режиме и с участием присяжных заседателей. Вероятно, стороне защиты есть, что сказать. У меня многие спрашивали, что я думаю по этому резонансному делу, но я не вмешивался, потому что считаю, что при определенных обстоятельствах такое широкое обсуждение в обществе можно расценивать как давление на суд. Сейчас выступают адвокаты – они имеют на это право, но мы слышим информацию только в направлении одностороннего обвинения. Остаётся надеяться на беспристрастное отношение к этому делу представителей общества – присяжных заседателей. По этой причине общество само должно нести полную ответственность за приговор.
Вы считаете, что суд присяжных вынесет справедливое решение?
- Суд с участием присяжных считается наиболее объективным. Поэтому здесь должно быть общее правило. Когда только ввели институт присяжных, было много оправдательных дел. Потом государству, а это был старый Казахстан, это не понравилось – круг дел, которые рассматривали присяжные, значительно сократили. Теперь им доверяется всё больше и больше дел.
Какое наказание грозит Бишимбаеву?
- Решение о наказании должен принять суд, тем более, если в нём будут участвовать присяжные. Я не могу определить это заранее, не имею права. Как бы то ни было, я уверен, что они вынесут справедливый вердикт. Замечу, что в делах, находящихся под особым контролем общества, как правило, выносится справедливое решение.
Сейчас стали раздаваться голоса тех, кто поддерживает Бишимбаева. Это может как-то повлиять на суд?
- По-моему, нет. Я думаю, что вердикт будет справедливым. Повторюсь, но всё-таки скажу – это дело находится под особым контролем общества. Суды, в том числе и присяжные, это тоже видят. Лично я уверен, что в отношении Бишимбаева будет вынесен справедливый судебный акт.
Вы были защитником подсудимых на процессе Бишимбаева в 2018 году, когда он был осуждён на 10 лет, но вышел на свободу гораздо раньше. В чем причина, что он не понёс наказания?
- К досрочному освобождению Бишимбаева суд не имеет никакого отношения. В старой казахстанской системе при первом президенте действовали другие правила. К примеру, дело рассматривает суд, выступает прокурор, адвокат, выносится приговор, а потом в игру вступает специальная комиссия и отменяет приговор. Как правило, тот, кто был близок к бывшему Елбасы, имел шанс выйти на свободу. А проще говоря, тот, кто извинялся перед Назарбаевым, тот и выходил из тюрьмы. Кто отказывался – продолжал сидеть. До сих пор есть люди, которые в свое время были осуждены на большие сроки, как Бишимбаев, но до сих пор остаются за решеткой. Мы знаем дела по ЭКСПО – никто из осуждённых не извинился, а если бы Ермегияев попросил прощения, то вышел бы на свободу через год или два, как Бишимбаев. По сути, суд должен определить, виновен человек или не виновен. Наказание должен назначать только суд. Его исполнение тоже должен контролировать суд.