В 2023 году уровень контрабанды табачной продукции в Казахстане вырос в 1,5 раза – с 6,3% (2022) до 9,5%. Таковы результаты независимых экспертных исследований по уровню нелегальной торговли.
Как показывают независимые исследования, такая тенденция наблюдается на протяжении вот уже нескольких лет. Так, по итогам 2020 года доля «нелегальных» сигарет выросла до 1,4%, а в 2021 году – до 3,3%. В 2022 году показатели увеличились в два раза, составив 6,3% от всего рынка сигарет в Казахстане. В прошлом году объемы контрабандной табачной продукции выросли до 9,5%.
При этом распространение нелегальной табачной продукции на рынке серьезно бьет по экономике Казахстана: по подсчетам специалистов, общая стоимость контрафактной и контрабандной продукции на текущий год составляет свыше 32 млрд. тенге. Из них 25 млрд. тенге – акциз (налоговые поступления в страну), а остальное – НДС.
Как сообщает исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков, есть несколько факторов, влияющих на рост контрабанды в Казахстане. Одной из основных причин он назвал рост акцизов на табачную продукцию.
«Фактически акциз – это единственный на сегодня инструмент борьбы Минздрава с курением сигарет. Так или иначе, акциз, влияющий на ценообразование, для большей части населения носит не стимулирующий характер, как предполагалось, а запретительный. Поэтому люди будут искать более дешевые альтернативы – в данном случае, контрабандную продукцию. Если есть спрос, то появляется и предложение – по всем законам рынка», – говорит Дмитрий Жуков.
Известно, что нелегальная торговля – это удар по экономике для любого государства. Страна терпит миллиардные потери: прежде всего, в виде налогов, – как косвенных, так и прямых.
«Акцизы – это прямые платежи государству, еще до того, как что-то продано. Если НДС поступает по длинной цепочке, то акциз, вот он вам – пожалуйста. Когда акциз не платится, это достаточно болезненно для государства, он используется для закрытия бюджетных расходов, для немедленных выплат учителям и медикам», – отмечает эксперт.
Вместе с тем, контрабанда может обернуться большими последствиями для здоровья казахстанцев. Как правило, сначала продаются более-менее легальные сигареты, но спустя какое-то время на смену им приходит небезопасный суррогат. Контрабандные сигареты не проходят контроль качества на должном уровне, а табак может содержать абсолютно любые ингредиенты. Тревожный факт в том, что в зоне риска оказывается достаточно большая доля населения страны. Как сообщают в Минздраве, в Казахстане более 2,8 млн совершеннолетних курильщиков – то есть 21,5% взрослого населения республики.
Сегодня государство активно борется с торговлей нелегальной табачной продукцией: пресекаются транзит, оптовые склады и точки реализации. Правоохранительные органы проводят комплексную работу, совершают крупные задержания. Однако в большинстве своем работа проводится на фронтах оптовой торговли, тогда как розница оказывается не в приоритете.
«Государство не может проверить каждый магазин у дома. При этом далеко не каждый полицейский может отличить поддельные сигареты от настоящих или вообще интересуется этим вопросом. Сил государства не хватает, чтобы пресекать розничную торговлю. Как мы видим из роста цифр контрабанды, тут нужны более системные и серьезные подходы», – рассуждает Дмитрий Жуков.
В связи с этим следует обратить внимание на нынешнее законодательство, связанное с контрабандой. Так, согласно текущей редакции части первой статьи 234 Уголовного кодекса РК, порог наступления ответственности составляет 10 тысяч МРП. То есть размер той же «нелегальной партии» подразумевается как особо крупный, учитывая, что сегодня 1 МРП – 3 692 тенге. Из этого следует, что за менее крупную партию нелегальной продукции контрабандист может избежать наказания – иначе говоря, просто «не дотянуть». При этом наказание получается едва ли соразмерным: либо штраф в размере до 80 МРП, либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 80 часов. Еще возможен арест на срок до двадцати суток – с конфискацией имущества или без таковой.
Представители табачной индустрии предлагают проанализировать и изменить текущее законодательство. Например, Дмитрий Жуков полагает, что порог наступления ответственности следует понизить хотя бы до 5 тысяч МРП, а при повторном нарушении ввести уголовную ответственность.
Эксперт обращается и к другим статьям Уголовного кодекса. Статьи 214, 233 и 234 УК РК предусматривают штрафы в МРП. Представители индустрии отмечают, что их следует заменить на штрафы, кратные потерям государства.
«Зачастую текущие штрафы несоразмерны потерям государства, потому что для контрабандистов платить штрафы выгоднее, чем платить акциз. Поэтому, на мой взгляд, должно быть и то, и другое. Штраф выплачивается за то, что ты нарушаешь, а потери необходимо возместить так или иначе, как будто ты легально ввез эту продукцию и уплатил полноценный акциз. То есть государство должно за конфискованную или доказанную партию контрабанды взыскать весь акциз и плюс вменить все необходимые штрафы. Еще одна мера: по статье 234 УК РК понизить порог наступления ответственности с 20 до 10 тысяч МРП. Это значительно отрезвит многих», – делится Дмитрий Жуков.
Действенные меры уже применяются в соседних странах. Например, в Кыргызстане создана национальная комиссия, в рамках которой структурировано сотрудничество между государством и представителями табачной отрасли. Кроме того, эксперт говорит о важности установить двухстороннее сотрудничество между странами для эффективной борьбы с транснациональной нелегальной торговлей.