Министр транспорта РК Марат Карабаев рассказал о деталях сделки по приватизатиции авиакомпании Qazaq Air вьетнамским холдингом SOVICO Group, передаёт Ulysmedia.kz.
Что рассказал министр
“Мы привлекаем очень хорошего международного игрока – это группа компаний VietJet, которая уже имеет 184 борта”, – сообщил Марат Карабаев.
По словам министра, у вьетнамской компании есть несколько обязательств.
“Первое обязательство – это полностью покрыть долг Qazaq Air в сумме 38 млрд. Второе – самое главное обязательство – это [поставка] дополнительно 20 бортов, которые будут зарегистрированы в Казахстане”, – проинформировал он.
Со слов Карабаева, всего в течение пяти лет вьетнамская компания планирует поставить в Казахстан 50 самолётов, это в сумме инвестиций не менее 5 млрд.
“Для сравнения, Air Astana, которая существует у нас 23 года, у них за всё это время 50 портов”, – отметил он.
По мнению министра, сделка с вьетнамской компанией “показывает, что Казахстану доверяют международные игроки.
“Что важно нашим гражданам? Важна доступность. За счёт того, что конкуренция растет, это, безусловно, влияет и на стоимость авиабилетов”, – сказал он.
Как сообщил Карабаев, VietJet Air дополнительно создаст 4 тысячи новых рабочих мест.
“Это, безусловно, высококвалифицированные сотрудники. Они планируют развивать собственный центр по обслуживанию бортов”, – проинформировал он.
Министр отметил, что вопрос по смене названия Qazaq Air “зависит от видения инвестора”. По его словам, авиакомпания откроет новые международные рейсы
Также обсуждается вопрос предоставления в доверительное управление вьетнамскому инвестору одного из аэропортов РК, в котором разместятся их борты, с условием, что в воздушную гавань будут вложены дополнительные инвестиции.
"С VietJet Air мы обсуждаем более широкие возможности, то есть это не только хаб, который будет аэропортом базирования, мы обсуждаем использование его как центра доставки грузов в Казахстан, сбора грузов на нашей территории из других стран и дальнейшую их транспортировку за пределы страны. То есть, допустим, если это аэропорт Актобе: в Актобе прилетают борты из Китая либо из Вьетнама, груз оставляют/забирают, дополнительную заправку делают и дальше вылетают в Европу", – рассказал Карабаев.
Со слов министра, приоритет отдаётся аэропорту Актобе, но компания также проявляет интерес к аэропортам Туркестана и Кызылорды.
Карабаев также ответил на вопрос о субсидировании рейсов.
“Субсидии мы даём не компаниям, а маршрутам. Участвуют либо Qazaq Air, либо SCAT. Безусловно, у Qazaq Air будет право на субсидирование маршрутов, осуществлять перевозку. Для нас важен маршрут, допустим, из Астаны в Балхаш, либо из Алматы в Балхаш. На этом маршруте мы проводим конкурс, участвуют только наши отечественные перевозчики”, – сказал он.
Qazaq Air
Qazaq Air занимает на рынке Казахстана долю в 7%. В числе международных направлений всего два маршрута в российские города. Компания имеет пять собственных самолётов Bombardier DHC-8.
В августе 2023 года фонд объявлял открытый двухэтапный конкурс по реализации от 49% до 100% акций АО. 18 августа его признали несостоявшимся из-за отсутстия потенциальных покупателей. Тогда сумма сделки составляла также 10,2 млрд тенге.
В январе 2024 года объявили повторный конкурс по продаже акций Qazaq Air, однако авиакомпанию вновь не смогли продать.
23 мая стало известно, что авиакомпанию приватизировал вьетнамский холдинг.
У компании, по данным министра транспорта, имеется долг. Экономист Галымжан Айтказин ранее писал, что чистый убыток перевозчика за 2022 год составил 6,6 млрд тенге после 6,5 млрд тенге чистого убытка в 2021 году.
29 февраля 2024 года первый казахстанский председатель правления Qazaq Air Еркин Наурызбаев ушёл со своей должности, которую занимал с 9 сентября 2022 года. Временно исполняющим обязанности главы авиакомпании назначили Нурлана Жакупова, который 21 мая также уволился. Временно исполняющим обязанности председателя правления Qazaq Air стал финдиректор - член правления авиакомпании Адилбек Умралиев.