Издание Eurasianet опубликовало мемуары Джорджа Крола, занимавшего пост посла США в Узбекистане в 2011-2014 годах, о первых президентах Казахстана и Узбекистана Нурсултане Назарбаеве и Исламе Каримове. Мемуары были написаны по заказу Центра Дэвиса по изучению России и Евразии Гарвардского Университета. Ulysmedia.kz приводит перевод самых интересных моментов из мемуаров.
Они были совершенно разными
Назарбаев и его правительство вели совсем другую игру, чем Каримов, постоянно пытаясь внушить мне свою прогрессивность и желание, чтобы мы относились к ним как к надёжному партнеру и полноправному члену клуба влиятельных стран на мировой арене. Казахи имели богатства и щедро тратили их для достижения своих высоких целей. При этом они очень старались действовать как надёжный партнер.
Мои дискуссии с казахстанскими чиновниками обычно были открытыми и предметными. Как только Назарбаев давал первоначальный зелёный свет, мы могли напрямую договариваться на рабочем уровне, чтобы выполнить работу, например, заставить Казахстан поставлять Ирану низкообогащённый уран в качестве предварительного условия для заключения иранской ядерной сделки. Мы с министром иностранных дел Казахстана работали целую ночь, чтобы соглашение было подписано на следующий день. Это были настоящие партнёрские отношения, в которых казахстанцы преуспели.
Казахское общество также было гораздо менее строгим, чем узбекское. Большинство казахов не боялись властей, хотя слишком открытая критика президента, политики и политической системы Казахстана часто имела последствия, включая, для некоторых, сфабрикованные обвинения, преследования, тюремное заключение и что-то похуже.
Сам Назарбаев был совершенно иной личностью, чем Каримов, хотя оба держали бразды правления твёрдо, не делились властью и не допускали появления других лидеров, несмотря на их устные обязательства по развитию более демократических систем правления. В отличие от Каримова, Назарбаев не был микроменеджером. Как я уже отмечал, он явно командовал, но давал своим министрам полномочия действовать несколько более свободно для достижения политических целей.
Назарбаев любил шутить и наслаждался своими личными отношениями с мировыми лидерами – талант, который суровый и ревнивый Каримов яростно ненавидел в своём северном сопернике. Назарбаев гордился тем, что встречался со всеми американскими президентами с тех пор, как Казахстан стал независимым. Его эмиссары неустанно добивались этих встреч для своего босса, часто обещая осуществить желаемые американцами политические изменения в обмен на президентскую встречу. И да, часто после того, как встреча проходила, эти обещания забывались в соответствии с проверенной временем традицией приманки и подмены.
Поначалу фаворитом был Узбекистан
США относились к каждому лидеру по-разному, во многом в зависимости от того, насколько хорошо каждый из них поддерживал американскую повестку в регионе и мире, как на словах, так и на деле. Но вскоре отношения испортились, поскольку Каримов стал менее отзывчивым и более враждебно относился к принятию взглядов и ценностей Вашингтона, отдавая предпочтение вместо этого своим собственным соображениям безопасности, политическим и экономическим интересам Узбекистана. Он согласился предоставить базу для американских войск, сражающихся в Афганистане, и разрешил транзитный маршрут через Узбекистан для их снабжения, но отменил первое обещание, когда США осудили кровавое подавление протестов против его правления в Андижане.
Получивший аплодисменты в Вашингтоне в 2002 году за поддержку американской глобальной войны с терроризмом, Каримов к концу 2008 года стал изгоем. Официальные лица США считали его токсичным, чтобы встречаться с ним, жестоким деспотом. Американские СМИ всегда называли Каримова лидером, “сварившим своих противников заживо”.
Назарбаев давал миллионы лоббистам в Вашингтоне
Огромные нефтяные и природные богатства Казахстана, а также привлекательная личность и политическая проницательность Назарбаева быстро вывели Казахстан на первое место в качестве предпочтительного партнёра США в Центральной Азии. Это произошло, несмотря на авторитарные действия Назарбаева и нежелание выполнять свои устные обещания уважать права человека, политический плюрализм, прозрачное применение верховенства закона и полную практику свободного рынка.
Назарбаев давал США многое из того, что они хотели, особенно доступ к своим огромным нефтяным богатствам, но всегда был в состоянии воздержаться от предметов, которые могли поставить под угрозу его правление или нарушить отношения с его большими соседями на севере и востоке. Его правительство потратило миллионы на лоббистов в Вашингтоне и проекты по созданию имиджа, чтобы замаскировать менее достойные восхищения аспекты его режима.
Сменявшие друг друга администрации США и Конгресс всегда предоставляли Назарбаеву широкую свободу действий, чтобы он мог действовать так, как он хотел, считая Казахстан слишком важным источником нефтяных доходов, сырья и скрытой политической поддержки, чтобы ставить под угрозу жалобы на его управление или его “многовекторные” внешнеполитические решения.
Назарбаев действительно был настоящим мастером балансирования интересов Казахстана, поскольку он видел их и хорошо понимал уязвимое географическое, демографическое и геополитическое положение своей страны. Внешне дружественный США, в глубине души он не доверял Вашингтону в защите Казахстана и поэтому шёл по деликатному геополитическому канату, чтобы сохранить относительный суверенитет, процветание и безопасность своей страны.
Оба были автократами
Каримов и Назарбаев сильно расходились во взглядах на свои страны и подходах к миру в целом. Каримов стремился изолировать Узбекистан от внешних политических и экономических сил, которые он не мог контролировать, опасаясь нестабильности, хаоса и потери личной власти. Под его правлением Узбекистан, который когда-то считался имеющим самые блестящие перспективы для превращения в политически активную и процветающую страну, превратился во многом в самодостаточное, но застойное общество и политическое устройство, которого избегали инвесторы и большая часть внешнего мира.
Назарбаев, в свою очередь, видел Казахстан в качестве страны и общества, тесно связанных экономически, политически и культурно с внешним миром, магнитом для инвестиций и технологий, достигающим статуса серьёзного культурного, политического и экономического собеседника с крупнейшими державами мира.
Несмотря на свои почти диаметрально противоположные мировоззрения, оба президента были автократами, психологически неспособными принять или приспособиться к разным взглядам и серьёзной оппозиции их взглядам на прошлое, настоящее и будущее. Ни один из них не смог избавиться от политических привычек своего советского опыта и воспитания. Каждый пострадал от проклятия долголетия лидера. В конце концов, ни один из них не смог отделить государство от себя; ни один из них понятия не имел, что они могут делать, кроме как править. Изолировав себя от обществ, которыми они управляли, Назарбаев и Каримов жили в мире, который сами же и создали, окружённом подозрительностью и подхалимством.
Судьба предоставила Каримову и Назарбаеву роли, которые они никогда не могли себе представить в молодые советские годы. И всё же, несмотря на высокий статус, которого они достигли для себя, они всё еще оставались людьми, как и все остальные, со своими желаниями, потребностями и неуверенностью. Как дипломат, я всегда должен был помнить об этом и говорить своом коллегам и своему руководству, что эти лидеры были не монотонными стереотипами, созданными СМИ. Они были сложными людьми со всеми недостатками, фобиями и достоинствами человеческих существ, и нужно было относиться к ним соответственно – с тактом и дипломатией.
Как ни странно, я уважал этих двух первых президентов за их усилия превратить свои новоиспечённые страны в жизнеспособные, независимые государства с индивидуальной идентичностью. И в то же время мне жалко каждого из них за то, что их усилия принесли им самим как личностям и их странам, которые живут с последствиями рокового выбора, сделанного этими первыми президентами.
Джордж Крол
Крол большую часть своей 36-летней карьеры посвятил работе со странами бывшего Советского Союза.
Он работал послом США в Казахстане, Беларуси и Узбекистане, а также заместителем помощника госсекретаря по делам Центральной Азии.