×
449.58
486.94
4.86
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
449.58
486.94
4.86

Коротко о главном: ИК сняли не парадное кино

27.12.2021, 09:58
Фото из открытых источников

На просьбу Ulysmedia.kz посмотреть новую картину «Ирины Кайратовны» обозреватель Асылбек Бисенбаев ответил предельно откровенно, что не любит казахское кино, поэтому смотреть не будет. Но любопытство взяло вверх, он не только увеличил ИК просмотры, но и написал рецензию.

Только не гневайтесь сразу. Можно многое говорить о студии «Казахфильм» и самих кинокартинах. Сейчас начнут вспоминать самые разные фильмы, которые вроде бы остались в истории кинематографа. «Транссибирский экспресс», «Конец атамана» - по мне так средненькие советские боевики. В них нет ничего казахского за исключением актёров и антуража. «Алые маки Иссык-Куля», «Первый учитель», «Выстрел на перевале Караш», которые были сняты в те же годы в Кыргызстане, более национальны, более глубоки по смыслу и трагизму. Музыкальные фильмы - «Наш милый доктор» или «Ангел в тюбетейке» сегодня вряд ли сегодня будут смотреть, а тем более с ностальгией. От Казахстана здесь только локация.  Я думаю, что азербайджанский «Аршин мал-алан», снятый в 1945 году, гораздо интереснее именно национальным своеобразием. Хотя бы потому, что в нём была замечательная музыка Гаджибекова, а песни исполняются до сих пор.

Современное казахское кино смотреть просто невозможно. Наверняка я не видел всех картин. Ровно, как и рядовой казахстанец, который уже давно не ходит в кинотеатры. Хотя и там прокат отечественных фильмов вызывает больше вопросов. Сами казахстанские кинематографисты, в перерывах между внутренними скандалами, всё-таки признают, что практически снятые фильмы убыточны и не вызывают интереса у зрителей. Как это ни странно, даже самые, что ни на есть, казахские фильмы, вроде «Казахского ханства» являются своеобразной трактовкой национального характера и образа жизни, весьма далёкого от народных корней. Почему «Алмас кылыш» в прокат вышел как «Алмазный меч»? Хотя и классик казахской литературы, и любой знающий казахский язык переводил как «Заговоренный меч»?  Знает только автор фильма, который однажды сказал, что «Есенберлин неправильно перевел название своего романа»! Такие вот художества на уровне О. Бендера. Так хочется спросить, как художник художника, а вы снимать фильмы-то умеете?

Шум в соцсетях, звонки знакомых и друзей подвигли посмотреть «Отыздан асып барамын" Ирины нашей Кайратовны. Скажу честно, смотрел долго и три раза порывался прекратить это дело. Давили на восприятие стереотипы и прежний опыт. Но все-таки досмотрел. И правильно сделал. Фильм, на фоне всего того унылого, что идёт в прокате, великолепен!

Конечно, это весьма сильное преувеличение. Здесь с избытом хватает нелепостей, различного рода неточностей и нестыковок. Но фильм действительно хорош. Что составляют прелести жизни за тридцать лет? Той, караоке, бокс. Они отражены в полной мере. При этом казахская молодежь с одинаковым увлечением поёт современные хиты, перемежая их домброй и народными песнями. Учеба главного героя в вузе показана в нескольких минутах. Конверт, коньяк и зачётка. Вот и весь учебный процесс. Не хочу оговорить обо всей системе высшего образования, но и без фильма было понятно, почему казахстанские вузы вовсе не котируются даже в самой стране. Изредка появляющиеся рейтинги, в которых наши университеты занимают передовые места, вызывают в лучшем случае недоумение. А за рейтинговыми агентствами стоит пустота.

Мечта каждого родителя – университетский диплом для сына или дочери. Даже советские социологи отмечали, что казахские родители просто помешаны на высшем образовании. Помню замечательные сцены около вузов, когда многочисленные родственники абитуриентов сидели на специально привезенных кошмах, пили чай из самоваров и с нетерпением ожидали результатов экзаменов. Все было – слезы, радость, горечь и гордость. Прошли годы. Мечта осталась, но наши вузы уже давно не те. Так что современные родители на учёбу отправляют своих детей за рубеж.

Еще один социальный лифт – бокс. И он тоже не дал результатов. Несмотря на назойливую рекламу, все прекрасно понимают, что плачевные результаты в большом спорте закономерны. А народный спорт ушел в прошлое, поскольку не осталось спортивных клубов, районных или дворовых площадок и всего остального.

Зрители видят эволюцию семейного бюджета. От коробки с продуктовой зарплатой до собственного магазинчика. Сын уже пошел дальше – занялся бизнесом. И здесь те же вопросы, что и в жизни. Дешевле купить или заказать в Китае, чем создавать своё производство в стране. Почему так? В фильме ответа нет, но его знает каждый казахстанец. Потому и просмотр его сочетается со знанием реалий. Зрителю можно ничего не объяснять, он сам знает почему так, а не эдак.

Парадного фильма не планировались, поэтому в нём присутствуют кадры хроники. Митинги, разгон акций протеста, беспредел полиции. А всё начинается много раньше. Дед не может ответить на вопрос – кто мои семь предков. Потому что был голод, были репрессии. Потому что тогда уже прервалась связь поколений и люди стали забывать своё прошлое. И каждый поворотный момент служит напоминанием о том, что без памяти, без корней нет будущего у человека и у страны. Тем более, когда во власти те, кому безразличны судьбы страны и судьбы народа. Ответ таких чиновников на все вопросы один – «Патамушта!»

Гибель близких связана с бессилием человека, который никак не может повлиять на своё будущее и будущее страны. Люди погибают от произвола властей, наркотиков, бездействия властей и собственной жадности. Наступает коронавирус и оказывается, что в больницах нет свободных палат, лекарств, препаратов и специалистов.

В конце фильма происходит встреча Азата с теми, кто ушёл. И он понимает, что в стране ничего не изменилось. Все мечты о светлом будущем не исполнены. А виноват в этом и он сам. В погоне за наживой он переступал нравственные законы. А на неправедных доходах нельзя создать счастливое будущее. Придётся заплатить за это высокую цену.

Разве можно говорить об этом в официальном кино и ТВ?  Именно поэтому фильм просто не должен был появиться. Но он есть! И его нужно посмотреть.

Авторы хотели показать всю историю независимости в истории одной семьи. Отсюда и скороговорка. Некоторые эпизоды просто нуждаются в раскрытии, но нет. Времени мало, нужно сказать многое. Но не всегда это получается. В некоторых местах фильм похож на простой перечень событий. Но и в этом тоже есть своя правда. Без него зритель может сказать: «А! Забыли про…». Да, забыли о многом, но и сказали о многом. В этом и есть достоинство фильма.

Если честно, то сценарий можно считать кратким пересказом сериала о том, что происходило в течение этих тридцати лет. Каждый эпизод – это серия, а то и несколько. Каждая локация – это своеобразное мечто встречи, которое изменить нельзя: магазинчик и его история, швейная мастерская, аул, караоке-клуб... Все это цепь историй, которые могут стать целой эпопеей на казахстанском ТВ. А на экранах пока господствуют турецкие страсти, янычары, любовь и раскаяние. Весьма напоминает ту же тридцатилетнюю давность, когда казахские бабушки не отходили от экранов ожидая очередную серию «Рабыни» и нетерпеливо спрашивали – «Ай! Зауре кашан басталады?» И рабыня Изаура входила в каждый дом.

И вот в новом фильме, внешне простоватом, все не так просто. Актеры не играют, они живут, поскольку испытывали те же проблемы что и герои. Качественный и точный подбор антуража, одежды, музыки. Всё соответствует тому, что было. Иногда складывается впечатление, что это не игра актеров, а съёмки скрытой камерой реальных событий. Тем более, что работа оператора замечательна.

Каждое утро Шахерезада заканчивала свой рассказ тем, что прекращала «дозволенные речи». Но обещала некое продолжение следующей ночью. Авторы фильма сказали много недозволенного. И зритель хочет продолжения. Именно поэтому так велико количество просмотров. Какой будет судьба творческой группы в будущем? Наши власти могут и скорее всего будут блокировать их начинания. Это не страшно и это привычно. Но можно сделать и по-другому.

В 1982 году на экраны вышел фильм «Рэмбо: первая кровь». Сейчас мало кто помнит, что это был один из антивоенных фильмов, вызвавших сильное раздражение властей. Его герой выражал радикальный протест против системы. И тогда был снят второй фильм, который вернул всё на места. Рэмбо уже воюет за другие идеалы, вполне соответствующие официальным представлениям.

Надеюсь, «Ирина Кайратовна» останется таковой и порадует нас хорошими фильмами, «основанными на реальных событиях», а не на идеологических сказках.

Ранее продюсер и режиссер популярной казахстанской группы «Ирина Кайратовна» Куаныш Бейсеков высказался по поводу критику  фильма «ОТЫЗДАН АСЫП БАРАМЫН», посвященному дню Независимости Казахстана. Режиссер опубликовал stories в своём Instagram, в которых рассказал, что получал личные угрозы после публикации фильма. 

Новости партнеров