В этом году количество призывников в Казахстане увеличили до 40 202 человек. В ходе брифинга министерства обороны Ulysmedia.kz решил спросить, с чем это связано и как трагедии в армии повлияли на желание казахстанцев отдать долг Родине.
Замглавы департамента организационно-мобилизационной работы Генштаба ВС РК Фархат Айдарбаев ответил, что основной контингент призывников - с 18 до 23 лет.
“В соответствии с потребностями воинских подразделений в целях поддержания боевой готовности мы увеличили призыв срочников. Основной контингент призывников - с 18 до 23 лет”, - сказал он.
На вопрос о том, как повлияли новости о трагедиях в армии на призыв, Айдарбаев ответил, что массовых отказов от службы не было.
“В настоящее время то, что в СМИ было, оно не повлияло на качество призыва. До этого я сказал, что граждане РК призывного возраста самостоятельно приходят и призываются. Такого негатива, чтобы массового отказа…Да, есть определенное количество уклонистов. С ними работают органы внутренних дел. В целом призыв обеспечивают местные исполнительные органы”, - сказал он.
“В каких случаях не призываются. Если человек имеет не погашенную судимость, либо имеет отсрочки по семейным обстоятельствам, болезни или обучению. Все остальные подлежат призыву. Конечно, если он в первый раз отказался и не захотел пройти срочную службу…После профилактической работы многие призывники сами приходят и призываются”, - сказал Айдарбаев.
17 сентября, военный получил пулевое ранение в голову в Арыси.
13 сентября сержант совершил суицид в Военном институте сухопутных войск в Алматы. По данным министерства внутренних дел, в настоящее время по факту самоубийства ведется досудебное расследование.
13 сентября военного госпитализировали с огнестрельным ранением в Жезказгане.
7 сентября на полигоне "Оймаша" во время сборов подразделений Регионального командования "Запад" произошла трагедия – 19-летний солдат Марат Ерболулы Баркулов, проходивший срочную службу, погиб в результате несанкционированного выстрела.
Ранее сообщалось, что солдат воинской части 5571 Нацгвардии в Алматы Ербаян Мухтар находился в коме почти полгода. Официальная версия гласит о том, солдат якобы упал в туалете и ударился головой о плитку. Родители парня в эту версию не верят. В Нацгвардии отметили, что следствие проводит экспертизы, а само досудебное расследование продолжается.
Суициды, травмы, не совместимые с жизнью, психический надлом – это то, что прочно вошло в патриотический пакет под названием “долг Родине”. О том, почему армейская служба не совместима с жизнью, читайте здесь.
9 сентября появилась петиция «За отмену воинской службы». Авторы утверждают, что в армии до сих пор есть дедовщина, низкая квалификация срочников, неготовность к современным вызовам, психологическое давление, случаи самоубийств, отсутствие личной мотивации и смысла службы для призывников.
Петиция направлена в адрес министерства обороны. Вероятно, там ответят, что служат срочники не только в воинских частях. Однако служить в «армию» направляют как раз военкоматы - после медосмотров и грифа «Годен» их распределяют служить в разные подразделения.
Минобороны и министр Руслан Жаксылыков докладывают о том, что делается для улучшения атмосферы в армии: камеры, психологи, плюшки после армии, отсрочки по кредитам. Но как-то это слабо работает. Бывший кадровый военный Кайрат Копбаев утверждает, что армия переживает системный кризис, несмотря на достаточное количество инструментов и механизмов по профилактике правонарушений. По его версии бывшего руководителя департамента кадровой службы Минобороны, нужно повышать ответственность командиров.
Он также отметил, что нежелание служить и попытки избежать призыва кроется не столько в страхе, сколько в нежелании тратить год на армию.