Вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин прокомментировал последние события, связанные с экспортом продукции растениеводства и пшеницы. Он отметил, что запрет на транзит казахстанской продукции через Россию не вводился, а ситуация вокруг торговли не носит критического характера, передает Ulysmedia.kz.
По словам Жумангарина, ввоз определенной сельскохозяйственной продукции в Россию был ограничен из-за выявленных карантинных объектов. Однако это касается продукции, произведенной в Узбекистане и транзитно проходящей через Казахстан.
“На самом деле, продукция, которая на сегодня ограничена к ввозу в Россию, в связи с тем, что у нас выявлены определенные карантинные объекты в продукции растениеводства. На самом деле, большая часть производства не Казахстан. Я смотрел фитосанитарные сертификаты - страна происхождения Узбекистан. Это перец, томаты, дыни. Они завезены в РК, очищены и далее экспортируются. Особого влияния на сельское хозяйство нашей страны это не оказывает, однако может повлиять на финансовое состояние отдельных бизнесменов”, – заявил Жумангарин.
Жумангарин также выразил обеспокоенность по поводу того, как ситуация преподносится в прессе. Он считает, что журналисты чрезмерно раздувают масштаб проблемы, создавая ложное впечатление о серьезных угрозах.
“Такие вещи происходят повсеместно и здесь ничего страшного я не вижу абсолютно. Запрет как таковой не вводился на транзит нашей продукции через РФ. И здесь необходимо четко говорить, в решении которое Россельхознадзор дал говорится, что запрета нет, за исключением запрета через территорию РФ. И это очень важная смысловая оговорка. Есть синдром микрофона, когда надо обязательно что-то значительное сказать, когда журналист дал тебе микрофон. Некоторые наши товарищи с зернового союза уже термины поднимают «война торговая» и так далее, даже не представляя что это такое. Политику меркантилизма каждая страна может проводить, защищая своих купцов. И здесь, когда закрывается транзит - это достаточно сложные вещи. У каждой страны есть личные страновые интересы. Все, что связано с нынешней ситуацией, я бы не стал ее каким-то образом слишком сильно усложнять. Ничего страшного не происзодит. Вы, как пресса, некоторые коллеги, тему слишком раздули. На самом деле такие ситуации происходят в год по несколько раз”, – добавил вице-премьер.
Одной из ключевых тем стала проблема импорта российской пшеницы. Казахстан был вынужден ввести запрет на ее ввоз, чтобы стабилизировать внутренний рынок и цены. Жумангарин подчеркнул, что ранее введенные временные ограничения не сработали, и теперь необходимо было навести порядок с ценообразованием.
“Запрет, который мы ввели, не связан с защитой внутреннего рынка, а с наведением порядка в ценообразовании. Пшеница из России, завозимая по серым схемам, по цене 60-80 долларов за тонну, ломает наш рынок и подрывает труд тысяч фермеров”, – отметил он.
Отдельно Жумангарин затронул тему урожая пшеницы в Казахстане в этом году. По его словам, показатели выше среднего, и проблем с экспортом или хранением казахстанской пшеницы не ожидается.
“В этом году у нас третий класс пшеницы составляет 50% от всего объема, что является достаточно высоким результатом”, – заключил Жумангарин.
Таким образом, ситуация с запретами на транзит продукции через Россию и импорт российской пшеницы в Казахстан находится под контролем, и, по мнению вице-премьера, она не требует дополнительного беспокойства.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ ввела временный запрет на импорт нескольких видов сельскохозяйственных товаров из Казахстана 17 октября 2024 года. Транзит пшеницы, чечевицы и семян масличного льна через территорию России разрешен, но для этого нужно оформить фитосанитарный сертификат на страну конечного назначения и перевалку зерна сразу из вагонов в трюмы судна.
При этом полностью запрещены, даже для транзита, поставки томатов, перцев, семян подсолнечника и дынь из Казахстана.
Ранее Россельхознадзор попросил власти Казахстана усилить фитосанитарный и документарный контроль за ввозимой в РФ продукцией. Заместитель руководителя организации Юлия Швабаускене выразила обеспокоенность участившимися фактами выявлений карантинных объектов в импортируемой казахстанской плодоовощной продукции.
Также за первое полугодие 2024 года на российско-казахстанском участке границы Россельхознадзором выявлено 224 случая нарушений законодательства ЕАЭС в области карантина растений.
“В частности, из Казахстана поставляется продукция без фитосанитарных сертификатов, маркировки на упаковке или её несоответствия карантинным требованиям и (или) сведениям из фитосанитарного сертификата”, – сказано в релизе.
Россельхознадзор обратился к казахстанским властям с просьбой провести официальное расследование по всем выявленным фактам и принять соответствующие меры.
26 июля 2024 года на заседании межведомственной комиссии по внешнеторговой политике было принято решение о временном запрете на ввоз пшеницы всеми видами транспорта из третьих стран и стран ЕАЭС до 31 декабря 2024 года. Исключение составляют только транзитные поставки через территорию Казахстана.