В странах Центральной Азии прошли круглые столы по теме колониального прошлого, организованные Институтом международных исследований МГИМО при МИД России. Оказалось, что в российском ведомстве обеспокоены трактовкой казахстанского исторического прошлого и дискурсом деколонизации, передает Ulysmedia.kz.
18 октября в Казахском национальном университете имени аль-Фараби прошёл круглый стол под названием «Общая история Казахстана и России и дискурс „деколонизации“». Организатор проекта Александр Князев утверждает, что в казахстанском обществе при поддержке западных фондов продвигаются провокационные и ненаучные идеи об истории Казахстана в составе Российской империи и Советского Союза, пишет Ras_aitam.
Круглый стол в Казахстане был воспринят неоднозначно. Коллеги из Qumash направили официальный запрос в Министерство науки и высшего образования с вопросом, обсуждали ли на мероприятии Ашаршылық (голодомор), массовые репрессии, ядерные испытания на Семипалатинском полигоне и другие важные исторические события. Точного ответа по программе мероприятия они не получили, так оно не было согласовано с министерством.
Исследовательница деколониальных движений, PhD-докторант Института истории Leiden University Камила Смагулова заявила, что обобщение истории двух стран в интерпретации МГИМО направлено на игнорирование факта колониального завоевания Россией Центральной Азии. Она считает, что программа круглого стола нацелена на размывание границ колониализма и на отрицание права Казахстана на собственную оценку своей истории.
«Почему двум разным странам нужна объединяющая идеология? Это советский подход, когда наука становится рупором идеологии», — заявила Смагулова. Она добавила, что такие мероприятия могут стать поводом для давления на независимых учёных и гражданский сектор, особенно если дискурс о деколонизации будет представлен как «разъединяющий инструмент».
Александр Князев, со своей стороны, утверждает, что Россия «инвестировала в развитие окраин» и что страны Центральной Азии «не были колониями в том смысле, как были колонии Великобритании или Франции». В своей речи он использовал термин «национальные окраины».
Смагулова же считает, что термин «окраины» сам по себе указывает на колониальное отношение к регионам. Она отметила, что использование неправильных названий стран, таких как «Киргизия» вместо «Кыргызстан», также является примером неуважения и искажения реальности.
31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. Проводят форумы и встречи, возлагают цветы к немногочисленным памятникам, вспоминают известные имена, традиционно потомки клянутся никогда не забывать эту страшную страницу истории, которая оставила миллионы жертв. Но почему-то гораздо меньше говорят ещё об одной трагедии, которую пережил казахский народ – о голодоморе. Что стоит за этой скорбной датой, разбирался Ulysmedia.kz.
Сталинские репрессии 1937–1938 годов в Казахстане, как и в других регионах СССР, были связаны с политическими чистками и репрессиями против различных категорий населения, включая интеллигенцию, партийные кадры и др. Множество людей были подвергнуты арестам или изгнанию, что привело к большим человеческим потерям и социальным разрушениям.
Голодомор – стал результатом преднамеренной политики советского правительства, направленной на уничтожение зажиточного класса баев путем изъятия скота и других продуктов питания.
Репрессии и голод затронули практически весь Советский Союз, в том числе и миллионы казахов, в том числе имели разрушительные последствия для казахского общества, включая потерю культурных и духовных ценностей и отчуждение от традиционного образа жизни.
По разным оценкам, в 1931–1933 годах умерли да 3,2 млн человек. Около миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные республики и за пределы СССР, в частности, в Китай, Монголию, Иран и Афганистан.
Некоторые казахстанские историки приводят значительно более высокие цифры, так профессор Абжанов считает, что «голод унёс жизни не менее 4 млн казахов. Одна шестая часть коренного населения навсегда покинула историческую родину. Из 6,5 млн казахов 1911 года составивших 82% населения края, к 1939 году остались всего 2,3 млн, их удельный вес в составе населения республики упал до 38%».
В 2013 году украинский Институт демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи сообщил, что относительные потери от голода 1932–1933 гг. были наивысшими в Казахстане – 22,42 %, в Украине – 12,926 %, в России – 3,17.
Приведённые оценки позволяют сделать вывод, что тогда Казахстан больше всех регионов СССР пострадал от голода.