Китай предложил создать Совместное предприятие по обеспечению безопасности (JVSC) в Мьянме для защиты своих проектов, связанных с Инициативой пояса и пути (BRI), после увеличения атак повстанцев и сторонников демократии.
Это предложение аналогично инициативе по подписанию Частного контракта на безопасность и военные услуги (PSMC) с Пакистаном для защиты китайских граждан, работающих на проектах Экономического коридора Китая и Пакистана (CPEC), которые также становятся мишенью для экстремистских групп. Оба предложения направлены на размещение китайских сил безопасности и военных в этих странах, однако Пекин пока не сделал официальных заявлений по поводу создания совместной безопасности с Мьянмой.
Тем не менее, государственное агентство Китая Синьхуа в своем отчете ранее в этом месяце сообщило, что китайский премьер Ли Цянь пообещал поддержать Мьянму в «продвижении ее интересов» в стране. Это обещание было сделано, когда премьер Китая провел редкую встречу с главой хунты Мин Аунг Хлаином 7 ноября в Куньмине, во время своего первого визита в Китай после того, как в феврале 2021 года он сверг избранное правительство Аун Сан Су Чжи в Мьянме. Похоже, что Китай готов работать с хунтой, чтобы обеспечить безопасность своих инвестиций и трансграничной торговли в Мьянме.
Фактически, после того как в августе этого года в результате вооруженного конфликта между повстанцами и военными в северном Шане и Центральной Мьянме рухнул город Лашио — ключевая территория, через которую проходят нефтегазовые трубопроводы, принадлежащие Китаю, и железнодорожная линия, которая должна соединить Куньмин с штатом Ракхайн, Китай не нашел другого выхода, как предложить защиту своих проектов в Мьянме.
В июле повстанцы также захватили два совместных предприятия, доминируемых Китаем, — цементный завод в Мандалае и никелевую шахту в регионе Сагаинг. Однако именно после взрыва в китайском консульстве в Мандалае 18 октября и захвата 22 ноября города Тонгуп, расположенного всего в 100 км от Экономической зоны Кьяукпью, где Китай строит порт и энергетические объекты, Пекин заявил, что этого достаточно. Он решил продвигать предложение о создании Совместного предприятия по обеспечению безопасности с Мьянмой для защиты своих интересов в Юго-Восточной Азии.
По данным Myanmar Gazette, государственного еженедельного издания, хунта создала 13-членную комиссию для рассмотрения предложения Китая о Совместном предприятии по обеспечению безопасности. Комиссия должна оценить предложение, которое включает в себя размещение китайских сил безопасности, оружия и другого оборудования.
Существует опасение среди руководства хунты относительно разрешения китайским силам безопасности вступить на территорию Мьянмы. Хунта хочет убедиться, что предложение не подорвет суверенитет Мьянмы. Кроме того, она хочет оценить реакцию этнических групп и их союзников, которые выступают против этого предложения, сообщает новостной портал The Irrawaddy, который ведется мьянманскими эмигрантами в Таиланде.
Наблюдатели за Китаем утверждают, что, несмотря на все сомнения, Мьянма в конечном итоге поддастся требованиям Пекина, поскольку военная хунта, как утверждает South China Morning Post, «находится на грани краха» и нуждается в помощи Китая для выживания. Следовательно, у нее нет другого выбора, кроме как принять предложение Китая о допуске китайских сил безопасности для защиты китайских интересов.
С 2013 года, после запуска амбициозной Инициативы пояса и пути (BRI), Пекин активно защищает свои мегапроекты по всему миру с помощью Частных охранных компаний (PSCs), защищая их от возможных угроз со стороны террористов, преступников, этнических повстанцев и других групп.
Согласно исследованию Mercator Institute for China Studies (MERICS) 2018 года, более 7 000 частных охранных компаний действуют внутри Китая, в то время как около 20 китайских частных охранных компаний работают за рубежом, в штате которых находится около 3 200 сотрудников. Другие исследования, в том числе исследования норвежского Института мирных исследований (PRIO), также утверждают, что 20 частных охранных компаний, зарегистрированных в Китае, имеют лицензии на работу за рубежом.
Эксперты утверждают, что частные охранные фирмы Китая формально являются частными, но на деле они состоят из бывших военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и сотрудников полиции. «Они оснащены современным огнестрельным оружием и сложными гаджетами для сбора разведывательной информации и связи. Проще говоря, частные охранные компании — это миниатюрные китайские армии в disguise, отправляемые в места, куда НОАК не может быть развернут», — сообщается в The Irrawaddy.
В Мьянме Китай инвестировал миллиарды долларов США в энергетику, развитие портов и других инфраструктурных объектов, добычу редкоземельных материалов и т. д. Только с 1988 по июнь 2019 года Китай вложил более 25 миллиардов долларов в различные проекты в Мьянме. Поэтому, когда военная хунта Мьянмы оказывается в трудном положении из-за постоянных атак повстанцев, Пекин не хочет полагаться только на нее для защиты своих инвестиций. Если атаки на китайских граждан в Пакистане продолжатся, это может привести к напряженности в отношениях между Китаем и Пакистаном. Пакистан, в значительной степени зависимый от Китая в экономическом плане, вероятно, окажется под давлением и может быть вынужден согласиться на присутствие китайских сил безопасности на своей территории.