Позитивный доклад министра транспорта Марата Карабаева раскритиковали депутаты мажилиса, сегодня, 23 декабря. Один из них - депутат Сергей Пономарев задался вопросом, почему транзит за 30 лет независимости Казахстана так и не стал новой точкой экономического роста и основным экспортным товаром. Также мажилисмен спросил, почему министерство не заинтересовано в привлечении инвесторов, хотя они, по его мнению, строят дороги быстрее и качественнее, передает Ulysmedia.kz.
Депутат Пономарев заявил, что с огромным оптимизмом прослушал доклад министра Марата Карабаева, в котором были “красивые цифры”, однако реальность, по его словам, гораздо хуже.
“Состояние железнодорожной инфраструктуры ужасающее, 61% износа локомотивов, небо над республикой мы бездарно теряем – давно от нас ушли мировые гиганты - авиаперевозчики Люфтганза и КЛМ в угоду нашим монополистам - Эйр Астане, Скату. Зато можем “похвастаться”, что у нас самые опаздывающие и при этом не извиняющиеся авиакомпании и самый дорогой в мире, так называемый “лоукостер” - Флай Арыстан. При этом из Вашего доклада цитирую концовку: “для нашей страны с ее уникальным географическим положением транзит может стать новой точкой экономического роста и основным экспортным товаром”. Почему же не стал? Мы что, независимость вчера получили или, все-таки, более 30 лет назад?” – задался вопросом Пономарев.
Отдельно депутат остановился на автомобильных дорогах. По словам Пономарева, за последние 10 лет лишь одну построили с большим опережением от заявленных сроков - БАКАД, и то потому, что ее строили иностранцы. Мажилисмен также отметил, что абсолютно все проекты искусственно тормозятся Казавтожолом, стоимость их завышается, сроки продлеваются бесконечно, выросло уже целое поколение, а недостроенные дороги “Алматы – Караганда” и “Талдыкорган – Оскемен” продолжают уносить жизни казахстанцев.
“В июне Банк развития Казахстана выделил Казавтожолу 450 млрд тенге. Неизвестны условия и сроки возврата этих сумм. Озвучьте, пожалуйста. Какая в целом долговая нагрузка у компании. Как собирается рассчитываться? Очевидно, что министерство не заинтересовано в работе с иностранными инвесторами. Почему иностранные дорожники строят многократно быстрее без пересмотра срока и цены, и качественнее, чем наши? И второй вопрос - когда будет отремонтирована крошечная, но стратегически важная, высокогорная дорога, связывающая Алматы с Большим Алматинским озером? БАО обеспечивает самый большой город страны питьевой водой, а дорога, служившая 60 лет, обрушилась в пропасть три года назад. Пробоины достигают 50 метров. Дорогу закрыли, по одной оставшейся полосе туда могут заехать метеорологи, пограничники, сотрудники космостанции. А если произойдет авария, как доставлять строительные грузы, вертолетом за баснословные деньги?” – эмоционально спросил Пономарев.
Проект капитального ремонта разработан еще в 2021 году и получил положительное заключение госэкспертизы. Поэтому вполне резонно депутат задался вопросом, когда будет отремонтирована эта дорога и планирует ли министерство отдать ее на баланс городу.
Говоря о долге КазАвтоЖола Банку Развития Казахстана, Марат Карабаев озвучил условия: 450 млрд тенге взяли взаймы по базовой ставке плюс 0,75%. Деньги, по его словам, взяли в разных валютах. Эти средства направили, чтобы осуществить средний ремонт. Средний ремонт в 10 раз дешевле чем реконструкция или капитальный ремонт, и сроки строительства в два раза быстрее.
Что касается иностранных инвесторов, то Марат Карабаев не согласился с тем, что они строят быстрее и качественнее.
“Есть иностранные инвесторы, которые строят “Астана-Алматы”. Никак быстрее не строят”, – заметил он.
По словам министра, задача ведомства, чтобы в тендерных процедурах подрядными организациями были казахстанские компании.
“Комплекс мер принимается. Почему казахстанские компании не могут участвовать в этих проектах, где финансируются международными фининститутами? Поскольку оборот компании требуется,условно, свыше 100 млн долларов. Нет таких казахстанских компаний. Поэтому мы участки дробим либо же сейчас с иностранными банками переговоры ведем и достаточно успешно, чтобы дали скидку нашим казахстанским компаниям. Наша задача, привлечь побольше казахстанских компаний”, – заявил Карабаев.
Председатель комитета автодорог Толеген Абдуллин, комментируя вопрос о высокогорной дороге до БАО, заявил, что это республиканская дорога и признал, что проект на ее ремонт был разработан.
“Учитывая дефицит бюджетных средств, были определенные трудности. В следующем году мы планируем этот участок отремонтировать и передать на баланс акимату города Алматы”, – сказал он.