Уполномоченный по защите прав предпринимателей Канат Нуров высказал дополнительные тезисы по разработке нового Налогового кодекса, передает Ulysmedia.kz.
Нуров напомнил, что на обсуждении Налогового кодекса вице-министр финансов Ержан Биржанов избежал ответа на главный вопрос о поручении президента разобраться со скрытыми налоговыми льготами и преференциями для недропользователей по НДПИ.
– Он считает, что я перепутал НДС с КПН, но это не совсем так, так как в проекте нового НК РК по статье 132 установлены авансовые платежи именно по НДС. То есть государство распространяет предоплату ещё и на НДС для всех предприятий, помимо КПН для крупных налогоплательщиков, когда он еще даже не начислен, а только прогнозируется. Поэтому я и спрашивал на каком экономическом и правовом основании этот кредит бизнеса правительству предусмотрен в Налоговом кодексе?
Чтобы заплатить налог, бизнес его должен сначала заработать, ну и потом, нигде в Конституции не прописана его обязанность кредитовать государство. Отсюда я не верю, что блокировать выписку ЭСФ будут только некоторым подозрительным предпринимателям, так как лишних денежных средств нет ни у кого из нас. То есть мы сильно ограничим конкуренцию предприятий по размеру их финансового капитала в пользу монополизации экономики. Не думаю, что это поможет выживанию МСБ и качественному росту ВВП, – заявил бизнес-омбудсмен.
– Когда я говорил про непонятность ИПН на дивиденды, я имел ввиду лишь то, что ИПН – он и в Африке ИПН, совсем не нужно выделять дивиденды как вид индивидуального дохода и только по нему вводить прогрессивное налогообложение. Любые 100 млн тенге доходов физлица надо облагать налогом в таком случае по 5%, аналогично тому, как дивиденды не выделяются в отдельный вид доходов для юридического лица при обложении их КПН, – пишет омбудсмен.
Нуров считает, что пропорциональная система налогообложения более справедливая, чем прогрессивная.
– Но если уж вводить прогрессию в налогообложение, то на все доходы как физических, так и юридических лиц, а также постепенным нарастающим итогом, чтобы не было соблазна у них к дроблению доходов. Если первая сумма не облагается или минимально облагается, то вторая сумма должна чуть больше облагаться и т.д., без резкого перехода к налогообложению всей суммы доходов при преодолении порога льготного налогообложения, – говорит он.
Ранее Ulysmedia.kz разбирался в нюансах предложенной правительством налоговой реформы.