×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Слишком большой, слишком опасный: что говорят о "Казахтелекоме"

Никто, кроме нынешнего главы «Казахтелекома» Куанышбека Есекеева, не просидел на своём посту так долго – целых 12 лет. Он сделал головокружительную карьеру – из науки в бизнес, из бизнеса - на госслужбу. Информационные технологии курировал в «Казахойле» и «Казахстан темір жолы». Потом был директором департамента в министерствах финансов и экономики и бюджетного планирования. В 2004-м перешел в  Агентство по информатизации и связи, в 2007-м стал его председателем. Потом началась долгое управление «Казахтелекомом». Историю одного из самых стабильных казахстанских топ-менеджеров в Facebook разобрал Санат Шындыков. 

Пользователь уверяет, что имя Куанышбека Есекеева тесно связано с арестованным за госизмену Каримом Масимовым.

     – Ведь именно он лично рекомендовал Куанышбека Бахытбековича на пост предправления телекоммуникационного гиганта. Также Кариму Масимову приписывают (до 2016 года) владение крупным пакетом акций «Казахтелекома» через Айгуль Нуриеву (в мае 2019-го она вошла в топ-50 богатейших бизнесменов Казахстана с состоянием $350 млн). В 2007 году Нуриева даже вошла в совет директоров компании. И оставалась там вплоть до 2016 года, то есть до момента продажи пакета.

Также по версии Шындыкова, связь Масимова и «Казахтелекома» подтверждает и отставка замминистра обороны Дарына Туякова. До 2018 года чиновник работал в «Казахтелекоме» и был правой рукой Есекеева.

     – Назначение на пост замминистра обороны было пролоббировано самим Масимовым. Что случается, когда Минобороны и КНБ тесно дружат, мы можем судить по январской трагедии.

Шындыков напомнил и о скандале с увольнением в 2016 году директора департамента управления персоналом Даляпраз Букетовой, которая обвинила Есекеева в подрыве национальной безопасности и в СМИ утверждала, что с приходом Есекеева началась утечка информации. Также она говорила о раздувании штата руководителей компании.

     –  За время руководства компанией Есекеевым количество управляющих директоров выросло с 10 до 24. Большая часть из них – родственники влиятельных людей из КНБ, сената и руководства «Казахтелекома». Некоторые из них получают зарплату не только в центральном аппарате компании, но и в филиалах.

Сам Шындыков тоже “нарыл” немало интересных фактов, о которых сообщает своим подписчикам в ФБ.

     – Управление финансового контроля возглавляет человек, обвиненный в мошенничестве, даже разыскиваемый когда-то Интерполом. Фотография Ербола Машанова пестрила во всех новостях в списке казахстанцев, разыскиваемых международными спецслужбами за преступления в разных странах, а через какое-то время его фамилия таинственно исчезла из этого списка.

Даляпраз Букетова в своем интервью в Ratel.kz упоминала еще одного соратника Есекеева – на тот момент директора по стратегическому управлению Батыра Маханбетажиева. По её словам, он «пришел на эту должность в команде Есекеева».

     – Имя Батыра Маханбетажиева тесно связано с другим публичным скандалом – коррупционным делом журналиста Сейтказы Матаева. Маханбетажиева даже сажали под арест. Но затем обвинения сняли, и он до сих пор благополучно работает в “Казахтелекоме”. 

Шындыков называет «Казахтелеком» “естественным монополистом, который за последние годы с «благословения властей» получил абсолютную власть на рынке телекоммуникаций”.

     - Напомним, что по итогам череды слияний и поглощений, оператор стал контролировать 65-70% отрасли связи Казахстана. В самом начале этого процесса игроки рынка питали слабую надежду на то, что Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) не разрешит поглощение «Кселл».

По мнению Шындыкова, череда событий с поглощениями и покупками привели к тому, что “фактически теперь мы имеем госкапитализм в рамках целой отрасли”.

     – Учитывая то, что контрольным пакетом «Казахтелекома» владеет упомянутый холдинг «Самрук-Казына», то и у крупнейшего оператора республики наблюдаются все «родовые» и наследственные аберрации (ошибки), присущие холдингу – низкое качество управления, стоимость этого самого управления, отсутствие стратегического видения и т.д. 

На сайте Казахстанской фондовой биржи опубликованы результаты деятельности национального оператора связи за 2020 год. За 12 месяцев Выручка группы компаний увеличилась на 23,8% по сравнению с 2019 годом и превысила 520 млрд тенге. При этом, чистая прибыль достигла отметки в 65,3 млрд тенге – рост составил 8,27%.

     – Но, несмотря на такие впечатляющие показатели, компанию сотрясают скандалы. Один из них – в Западной РДТ Атырауского ТУМС, где коллектив предприятия, возмутился с тем, что зарплата не повышалась с 2014 года! И знаете, насколько предлагается поднять зарплату для сотрудников с текущего года? От 4 до 7,5 %. И это в нефтяном-то регионе! 

В среднем получали сотрудники по 100-120 тысяч тенге. А по данным Kursiv.kz, только в 2020 году фонд оплаты менеджмента «Казахтелекома» вырос на 63%, хотя, средний заработок члена правления при этом снизился с 6,2 млн до 5,8 млн тенге в месяц.

Самая скандальная история датируется 2006 годом, тогда, как выяснилось, глава “Казахтелекома” получал ежемесячно по $365 тысяч или 43,8 млн тенге.

Вопросы к топ-менджементу со стороны рядовых сотрудников компании, возникают постоянно. 31 января 2022 года техническое подразделение в Алматы полным составом не вышло на работу, организовав возле офиса стихийное собрание, а фактически – забастовку. Работники выдвинули требования по повышению зарплаты.

     –  Если бы некто и очень могущественный проигнорировал требования и приказы о блокировке соцсетей, интернета, либо создал «теневые» соцсети – технические возможности для коммуникаций между деструктивными участниками протестов, все могло бы случиться совсем по-другому. И события могли бы пойти в другое русло. Осознавая эту опасность, которая может быть очень реалистичной, перейди такой актив, как «Казахтелеком», под контроль оппозиции, власти, вероятно, выстроят стратегию по разукрупнению компании. Это, конечно, не либерализация, так как мотив тут совершенно другой, но итог будет один – конец монопольного положения «Казахтелекома» со всеми вытекающеми из этого последствиями, – анализирует ситуацию Шындыков.

Напомним, 2 января в Казахстане из-за двукратного повышения цен на автогаз начались протесты. Они сопровождались столкновениями с полицией, захватом административных зданий, грабежами. Руководство “Казахтелекома” так и не объяснило, почему повсеместно вместе с интернетом были отлючены телевизионный сигнал и телефонная связь. 

Ранее "Казахтелеком" объявил тендер на "услуги по информационному и имиджевому сопровождению" на общую сумму 1 244 500 000 тенге.

Редакция Ulysmedia.kz решила подсчитать во сколько обходится казахстанцам национальный интерес в лице “Казахтелекома” и сколько получают топ-менеджеры компании за свой труд. 

Новости партнеров