18 июля Европейский Союз огласил 18-й пакет экономических санкций против Российской Федерации. По мнению известного общественного деятеля и политика Мухтара Тайжана, эти санкции окажут большое негативное влияние на экономику РФ, что напрямую отразится на Казахстане, передает Ulysmedia.kz.
«Все, что происходит в России в экономическом смысле – состояние рубля, экономики, – это напрямую отражается на Казахстане, так как мы находимся в одном Евразийском экономическом союзе», - сказал политик.
Санкции предусматривают отключение 22 банков от системы SWIFT и полный запрет на финансовые транзакции. Впервые вводится запрет на транзакции с двумя китайскими финансовыми учреждениями, которые мешают соблюдению санкций ЕС, а также санкции против нескольких китайских компаний, напрямую поддерживающих агрессию России.
Кроме этого, установлен потолок экспортных нефтяных цен, по которым Россия имеет право продавать свою нефть. Причем сделан такой плавающий коридор по сложной формуле от мировой цены и ниже на 15%. На сегодняшний день это 47 долларов за баррель. Россия выше этой цены не имеет права продавать свою нефть.
Это очень сильно ударит по доходной части российского бюджета.
Кроме этого, в санкционный список вошли 105 судов, принадлежащих так называемому «теневому флоту» России. Наложены санкции на нефтеперерабатывающий завод Роснефти в Индии. Планируется также исключить возможность восстановления работы газопровода «Северный поток» и использования «Северного потока-2».
Объявлен отказ от покупки российского газа с 1927 года, то есть буквально через полтора года.
«Я замечу, что Европа на сегодня меньше покупает российского газа на 80%, если считать от 1922 года. Сейчас покупает несколько стран, это Словакия, Венгрия. Вот после этого запрета с 1927 года Россия вообще лишается европейского рынка для своих энергоресурсов. Эти санкции очень серьёзные, их Европа обсуждала последний месяц. Не соглашалась Венгрия, Словакия, говорят Мальта, Греция тоже были против, но вот сегодня всё это преодолено», - сказал Мухтар Тайжан.
18 пакет санкций вступит в силу с понедельника.
Политик отметил, что ранее введенные 17 пакетов европейских санкций уже повлияли на экономику России.
«Вы все это понимаете, состояние российской экономики напрямую отражается на нашем тенге, на нашей экономике. Это крупнейший наш торговый партнер, обороты свыше 25 миллиардов долларов в год. Это второй партнер после Европейского Союза для Казахстана», - подчеркнул он.
Политик напомнил высказывания российской экономической элиты на недавнем Петербургском международном форуме.
По мнению главы «Сбербанка» Германа Грефа, Россия сейчас переживает в экономическом смысле «идеальный шторм». 56 тысяч малых предприятий РФ на сегодняшний день начинают переговоры с банком о реструктуризации долгов. Они не могут обслуживать свой кредит.
По словам Грефа, за первое полугодие 1925 года ни один бизнесмен, ни одно предприятие не обратились в банк с заявкой на кредитование.
«Бизнес замер и не собирается развиваться и вкладываться в экономику. Что за этим последует, всем понятно. Рецессия и спад. Греф сказал, что его банк обслуживает старые займы, кредиты, то есть со старыми заёмщиками работает, а новых вот полгода уже нет.
Ему вторит глава другого российского банка «ВТБ» Костин. Он прямо говорит о том, что проблемы Российской Федерации в очень высоких военных расходах. Когда снаряды выпускаются, танки выпускаются, на них тратится очень много денег и потом они куда-то летят и где-то они уничтожаются. То есть предложение в экономику не поступает. Деньги тратятся, а предложения в экономике не наступает. Таким образом, это главный фактор, по его мнению, высокой инфляции в России», - напомнил высказывания российских банкиров Тайжан.
Сейчас в российской экономической элите наблюдается сильное давление на Центральный Банк с требованием к Эльвире Набиуллиной понизить процентную ставку. Сейчас она составляет 20-21 процент.
«Возможно, она опустит, возможно, не опустит. Но сама Набиуллина вот в этих дискуссиях тоже участвовала, говорит, что от ставки мало что зависит. Были времена, когда ставка была маленькая, низкая, но всё равно экспорта немало.
Министр экономики, экономического развития Решетников, заявил прямо, что Россия сейчас находится на грани рецессии, идёт уже спад роста экономики.
По данным Центра макроэкономической аналитики, анализа и конъюнктуры, дефицит российского бюджета на этот год, который они планировали, уже выбран за одно полугодие, а это 3,9 трлн рублей.
По оценкам известного российского экономиста Олега Вьюгина, дефицит российского бюджета в этом году будет на уровне 8 триллионов. В то время как ликвидная часть, то есть денежная часть фонда национального благосостояния России составляет 3,7 трлн», - добавил Мухтар Тайжан.
Таким образом, ресурсов фонда национального благосостояния не хватает, чтобы профинансировать дефицит бюджета Российской Федерации.
По мнению Вьюгина, единственным способом профинансировать государственный бюджет России заключается только в монетарном источнике.
«Это означает печатание денег, переводя с экономического языка на простой. Если они начнут печатать деньги. По неофициальным данным, они приступили к печатанию 5 трлн рублей, чтобы профинансировать дефицит этого года. Что это означает для нас, для Казахстана? Это означает, что во второй половине этого года, осенью, ближе к зиме, в России будет очень высокая инфляция. Она и сейчас немаленькая, около 10% в годовом исчислении. На прошлой неделе у них подняли резко тарифы ЖКХ. И инфляция прошлой недели была рекордной для этого года на уровне 0,79% . Это значит, что годовая инфляция вышла за двухзначное число, выше 10%. Это официальная инфляция.
Если они начнут печатать деньги, то тогда инфляция будет еще выше. Если присовокупить состояние главных банков России «Сбербанка» и «ВТБ», о чем говорят Герман Греф, вполне вероятна девальвация рубля», - добавил Мухтар Тайжан.
Сейчас рубль по оценкам экспертов очень переоценен.
«Если он действительно переоценен, и он упадет, его курс составит 100- 120 и выше за доллар, то нам нужно к этому готовиться. Тенге сильно привязаны к рублю. Если эта девальвация, инфляция перекочует к нам, в связи с тем, что у нас очень тесные экономические, торговые и финансовые связи, то мы просто должны готовиться.
Картина вообще выглядит очень тревожной», - заключил политик.