Более 50 тысяч казахстанских дальнобойщиков остались без работы после того, как деятельность порядка 200 транспортных компаний была заблокирована. Их обвинили в использовании поддельных документов — ИБР-бланков, необходимых для выезда грузовиков за границу, передаёт Ulysmedia.kz со ссылкой на телеканал КТК.
С января министерство транспорта перестало выдавать эти документы вручную: теперь решение принимает автоматизированная система. Водители жалуются, что после нововведений получить бланки стало почти невозможно. Из-за этого многие вынуждены были обращаться на «чёрный рынок», где стоимость документа достигала 100 тысяч тенге вместо официальных 4 тысяч.
Вячеслав Дзюба, дальнобойщик с 15-летним стажем, рассказал, что из-за блокировки перевозчики остались без заработка на два года:
— У нас есть контракты перед поставщиками для перевозки их груза. Нам приходится идти на чёрный рынок и приобретать. После проверки Минтранспорта нас заблокировали как перевозчиков. И заблокировали на 24 месяца. Фактически мы остались без работы на два года. Если все казахстанские перевозчики будут в блоке, значит, будут возить соседние государства. И они, соответственно, будут поднимать ставки для перевозки грузов. Для потребителя это будет сильно ощущаться в плане ценовой политики, — сказал он.
По данным самих водителей, под блокировку попали более 200 компаний и около 50 тысяч машин. Часть техники теперь придётся сдать на металлолом, так как продать транспорт с заблокированным VIN-кодом невозможно.
Перевозчики предупреждают: остановка работы такого количества фур приведёт к дефициту и росту цен на товары первой необходимости.
В министерстве транспорта уверяют, что ситуация под контролем и роста цен не ожидается. По словам чиновников, ужесточение правил выдачи ИБР необходимо для борьбы с перекупщиками, а заблокированные компании могут продолжить работать в пределах стран, где такие бланки не требуются.
— В Китай, Узбекистан и страны ЕАЭС им ездить не запрещено. Туда не требуются ИБР-бланки. На момент блокировки они могут работать с поставщиками этих стран. Никто их не лишает работы. Если у кого-то возникли проблемы, они могут написать письмо в Комитет автомобильного транспорта, и мы рассмотрим отдельно. Может, система что-то не заметила, — отметил Гани Салмаев, руководитель управления Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК.
Однако сами водители считают, что чиновники искусственно создали дефицит разрешений. Водители уже направили заявление в транспортную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.
Напомним, ранее редакция Ulysmedia рассказывала, что дальнобойщики оказались на грани закрытия. Самое прибыльное направление их бизнеса – поездки за границу, однако с каждым годом правила выдачи бланков иностранных разрешений, без которых в страну назначения не въехать, усложняются и меняются.