×
524.65
607.02
6.48
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
524.65
607.02
6.48

“Человек умер в очереди”: причины и последствия затора на границе Казахстана и Китая

Сегодня, 14:23
“Человек умер в очереди”: причины и последствия затора на границе Казахстана и Китая
Коллаж Ulysmedia

В соцсетях появилась информация о том, что на таможенном пункте пропуска «Нур жолы» уже три дня подряд в очереди стоят более тысячи грузовиков. Автор опубликованного видео пожаловался, что полиция перекрыла вторую полосу движения. Редакция Ulysmedia.kz выяснила, что происходит на «Нур жолы», где в последние годы не раз возникали спорные ситуации.

Видео из сети

12 ноября Telegram-канал «Бәсе» опубликовал видео, снятое, как утверждается, на трассе Алматы — Хоргос. На кадрах мужчина показывает длинную колонну грузовиков, стоящих вдоль дороги, и указывает на полицейскую машину, жалуясь на «беспредел».

«Алматы — Хоргос. Беспредел. Сотрудники ничего не делают. Вторая полоса закрыта. Они просто стоят тут. Не понимаю, что происходит», — говорит мужчина за кадром.

«Человек умер, стоя в очереди»

Журналисты Ulysmedia поговорили с водителями, которые сейчас ждут на границе. По их словам, в очереди стоят примерно 3–4 тысячи машин.

«Люди уже несколько дней стоят в очереди. Один человек умер — сердце не выдержало. И это не первый случай. Раньше тоже такое было — тогда тоже человек погиб... Сейчас здесь около 3–4 тысяч машин. Раньше очередь тянулась на 70 километров, сейчас немного меньше», — рассказал изданию водитель по имени Руслан.

Ответ Комитета

Комитет государственных доходов прокомментировал ситуацию на пункте пропуска «Нур жолы». Там подтвердили, что в очереди находятся около 1,5 тысячи грузовиков, и объяснили это тем, что китайская сторона не выполняет договорённости.

«В соответствии с достигнутыми соглашениями лимиты в системе электронной очереди были увеличены, чтобы обеспечить бесперебойный процесс перевозок. Однако с 8 по 12 ноября 2025 года фактическое количество транспортных средств, принятых китайской стороной, составило в среднем 700–750 единиц в сутки. Это и стало основной причиной временного скопления автомобилей на казахстанской стороне», — сообщили в Комитете.

«Каждый открытый слот приносит им деньги»

Однако водители с этим не согласны. По их словам, Китай пропускает машины вовремя, а проблема в том, что казахстанская сторона выдала слишком много талонов на проезд через пункт.

«В новостях говорят, будто китайцы виноваты, будто они не принимают. Но это неправда — китайцы работают хорошо, не так, как у нас. Здесь открыли слишком много слотов. Надо было, как раньше, давать только 850 машин в день, а сейчас открыли на 1500. За сутки столько пройти не успевает. Каждый раз, когда открывают новый слот, им капают деньги. Год заканчивается — им нужно освоить деньги, выигранные по тендерам», — рассказал Руслан.

Споры вокруг «Хоргоса» и «Нур жолы»

Конфликты вокруг пропуска грузов через «Нур жолы» происходят не впервые. В 2021 году водители жаловались, что фуры компании «EuroTransit», связанной с Даригой Назарбаевой, дочерью экс-президента Нурсултана Назарбаева, проходят границу без очереди, тогда как остальные вынуждены ждать неделями.

Кроме того, между Казахстаном и Китаем наблюдается существенная разница в данных о взаимной торговле. Объём экспортно-импортных операций, зафиксированный Китаем, значительно превышает казахстанские показатели — разрыв исчисляется миллиардами долларов.

Так, в 2024 году Китай сообщил, что экспортировал в Казахстан товаров на 27,96 млрд долларов, тогда как Казахстан зарегистрировал импорт только на 15,21 млрд долларов — разница составила около 12,8 млрд долларов. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2023 году, когда Китай указал экспорт на 24,7 млрд долларов, а Казахстан — лишь 15,4 млрд.

Крупнейшее в истории независимого Казахстана антикоррупционное дело также было связано именно с таможней «Хоргос». В 2014 году по так называемому «делу Хоргоса» были осуждены 45 человек, включая сотрудников Комитета национальной безопасности и таможенной службы. Некоторые из них получили длительные сроки заключения.

Новости партнеров