×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Лишнее звено на рынке нефтепродуктов нашли антимонопольщики РК

Лишнее звено на рынке нефтепродуктов нашли антимонопольщики РК
pixabay.com

В АЗРК рассказали, что маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников 10-15%.

Первый зампредседателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустам Ахметов рассказал о лишних компаниях на рынке нефтепродуктов, сообщает Ulysmedia.kz.

По его данным, основные участники рынка – две вертикально-интегрированные компании – СНПС и "КазМунайГаз". Они добывают 80% нефти, поставляемой на внутренний рынок, владеют 3 крупными НПЗ и основными розничными сетями АЗС.

"Конкуренция между ними отсутствует. На рознице оба ориентируются на текущие цены на рынке или, по сути, на свои установленные цены", - сообщил Ахметов.

Обе компании присутствуют и уровнем ниже – на оптовом рынке. Там их на профессиональном сленге называют давальцами.

"Из 11 млн тонн нефтепродуктов ими 2/3 реализуется напрямую розничным сетям, треть – вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры.

По данным же Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС, не входящие в группу СНПС или КазМунайГаз, добирают у посредников недостающие объёмы нефтепродуктов: Гелиос - 65%, Газпром Нефть-Казахстан - 80%, мелкие сети – до 90%.

Таким образом, на рынке нефтепродуктов действуют два звена посредников – поставщики нефти (давальцы Петросан и КазМунайГаз) и оптовые поставщики, как правило, аффилированные с ними и не имеющие инфраструктуры. Последнее звено является лишним. Маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников - 10-15%", - рассказал зампред АЗРК.

Он добавил, что повышает стоимость нефтепродуктов и практика дробления единого технологического цикла переработки нефти, созданная на НПЗ. Так, на АНПЗ реализован парк хранения газа, на Павлодарском НПЗ инфраструктура по обогащению нефтепродуктов и её транспортировки.

"На розничном рынке двум основным сетям - Petro Retail (бывшая Казмунайгаз), Sinоoil принадлежит основная доля на рынке. Sinоoil приобретает объёмы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, Petro Retail - у бывшего собственника данной сети – КазМунайГаз. Остальные сети и мелкие АЗС не менее трети объёма приобретают у посредников", - поделился Ахметов.

Напомним, 17 марта глава АЗРК Серик Жумангарин рассказал о мерах по демонополизации ключевых товарных рынков РК. На рынке нефтепродуктов из действующей структуры предлагается исключить излишнее посредническое звено – вторичных оптовых поставщиков.