Экономист Марат Абдурахманов утверждает, что причиной недавнего укрепления тенге к доллару стал рекордный приток российских рублей на валютный рынок страны, сообщает Ulysmedia.kz.
На своей странице в Facebook Марат Абдурахманов заявил, что в Казахстан «заходят рекордные объёмы рублей», и это напрямую влияет на курс тенге.
— С учётом санкций и ограничений внутри России, рубль давно уже не конвертируемая валюта. Доллар выводится по торговым сделкам. Импорт уже занимает не 200-250 млн долларов в день, а 300-350 млн долларов. Эти факты заметили не только у нас. Санкций против наших банков нет только по причине экспорта ресурсов. Рубли, по идее, должны конвертироваться ЦБ РФ в доллары по межправсоглашению. В этом году клиринг такой не состоялся, причины мне не известны, — утверждает экономист.
По словам Абдурахманова, курс рубля по всем законам рынка должен был упасть, но этого не произошло.
— Причины чисто политические. Вот поэтому при курсе 508 (тенге за доллар. — Ред.) все цены как при курсе 620. Скупка в неделю достигает нескольких миллиардов долларов. Товары уходят в Россию. Значит, следующие санкции коснутся наших банков. При невозможности оплаты импорта через Казахстан такие российские схемы закончатся, и произойдёт переоценка, то есть девальвация тенге. Повторение истории 1991-1993 годов, — утверждает Марат Абдурахманов.
Экономист призвал остановить конвертацию рубля в Казахстане и предупредил, что «цирку с курсом» скоро придёт конец. По его мнению, осталось мало времени, прежде чем западные вторичные санкции доберутся до казахстанских финансовых учреждений.
В Нацбанке укрепление тенге к концу 2025 года связывают совсем с другими причинами. По словам главы НБ РК Тимура Сулейменова, причиной изменения курса стал приход иностранных инвесторов на фоне повышения базовой ставки.
Но экономисты считают, что это не долгосрочные вложения в экономику Казахстана, а спекулятивные операции — так называемые «горячие деньги». Тимур Сулейменов признал, что иностранные инвесторы могут уйти с казахстанского рынка, но дал понять, что не видит существенных рисков в нынешней ситуации.