Сколько стоит свобода? На каждое уголовное дело – свой прайс. Например, Кайрату Сатыбалды она обошлась в почти триллион тенге. Почувствуем ли мы эти вливания или нет, пока большой вопрос, но уже появилось ощущение, что в истории племянника Нурсултана Назарбаева осталось много белых пятен - нам что-то недоговаривают, а все эти суды, тюрьма и возврат несметных богатств – какая-то игра или торг.
Несмотря на то, что племянник уже, наверное, раз сто раз повинился, раскаялся, признал ошибки и пообещал вернуть все, что незаконно нажил, мысль, что здесь что-то не так, продолжает свербить мозг.
В орбиту следствия Сатыбалды попал практически сразу после Январских событий, но речи о его причастности к беспорядкам не было – инкриминировали ему «растрату вверенного имущества» и «причинение ущерба без цели хищения». Оказывается, он активно «делал деньги» на «Казахтелекоме». Если сравнивать с другими процессами, суд над Сатыбалды прошел в каком-то скоростном режиме, уже осенью его приговорили на шесть лет, конфисковали имущество и лишили права 10 лет занимать должности на государственной службе.
Что тогда должны были конфисковать, точно не известно, но, видимо, далеко не все нажитое неправедными путями - Сатыбалды продолжает поражать не только своими богатствами, но и какой-то неестественной покладистостью – за два года вернул 732 млрд тенге.
- Увидев такое, никто больше не будет присваивать богатство народа. Я вижу позитивные изменения, происходящие в нашем государстве за последние годы. Мы все должны работать вместе и сообща. Я полностью поддерживаю политику нашего президента. Весь нелегальный капитал - до копейки должен быть возвращен в страну, должны быть закон и порядок, - покаянно вещает осужденный.
Говорят, у Сатыбалды в активе было около 700 зарегистрированных компаний, интересно, их все будут проверять? Или учтут только то, что отдаст сам? Одна из них все-таки попала в информационное поле: в апреле на заседании в столичном Межрайонном суде по уголовным делам начали рассматривать еще одно дело по обвинению Кайрата Сатыбалды в легализации денег, полученных преступным путем в крупных размерах (ст. 218 ч. 3 п. 3 УК). На первых слушаниях обвинитель обрисовал схему легализации доходов через ТОО "ТехАльянс". За то время, что подсудимый «крышевал» компанию, ее оборот увеличился на 922 млрд 720 млн 997 тыс.
Но чем закончился этот суд и какое решение вынес судья Баглан Идирисов – неизвестно. На портале «Судебный кабинет» информации нет, пусто и в банке судебных актов. Скорее всего Сатыбалды на процессуальном соглашении сразил своей смиренностью и щедростью и судью, и обвинителя - процесс закрыли на 7 замков.
Но покаяние и возврат почти триллиона тенге сыграли свою роль – уже после того, как суд в Астане тихо сошел на нет, усть-каменогорская Фемида удовлетворила ходатайство осужденного Кайрата Сатыбалды об УДО.
Интересно, а чем подкупил правосудие Самат Абиш? По статьям обвинения – сидеть бы ему да сидеть, но нет – обошлись условным сроком. А еще вызывает вопрос, почему отправили на нары сотрудников компании «Оператор РОП», а ее главное лицо – идеолога и руководителя Алию Назарбаеву следствие и суд даже не внесли в список фигурантов? Не было интереса у правосудия и к неофициальному мужу Дариги Назарбаевой – Кайрату Шарипбаеву, несмотря на то, что его имя довольно часто звучало на процессе Кайрата Боранбаева.
Информацию о покаянии Сатыбалды растиражировали все госканалы - на что был расчет? Публика должна была поверить в торжество справедливости или очередной раз «ахнуть», сраженная богатствами семьи бывшего елбасы Назарбаева? И еще, разве это не подтверждение того, что племянники в Казахстане жили и продолжают жить не по законам страны, а по своим понятиям?