Полицейские на каждом шагу, гвардейцы, журналисты – в Талгаре настоящий переполох. На фоне убийства у магазина "Камажай" простые люди вдруг подумали, что жизнь все-таки меняется, и кто-то анонимно, кто-то открыто на камеры начали рассказывать, как страшно жить в их городе, какой беспредел творится, как вольно чувствуют себя молодчики, которые откровенно, как в 90-е, занимаются рэкетом – много чего прозвучало за эти 10 дней и фамилий, и обвинений. Понять эмоции людей не трудно, ведь16-летнего мальчишку зарезали на глазах матери и отца.
Власть комментировать события не торопилась. Скандал разгорелся с новой силой, когда после звонков неизвестных, предлагавших отцу Шерзата копать и себе могилу рядом с сыном, сожгли дом пострадавшей семьи.
А второе ЧП произошло как раз после заявления министра внутренних дел взять расследование убийства Шерзата под личный контроль. Зачем сожгли дом, спрашивали жители и сами на свой вопрос отвечали – показали, кто в Талгаре хозяин.
Складывается впечатление, что действовало МВД по какому-то странному сценарию – на 10 день в Сеть выплеснули смонтированное видео с места кровавого события, на одном из YouTube-каналов неожиданно появилось интервью человека, которого как раз и называли главарем банды «хуторских».
- В последнее время ходят слухи о существовании ОПГ «Хуторские», контролирующей Талгарский район. Вас называют её лидером. Это правда, - спрашивает журналист.
- Эти слухи — клевета, такой ярлык навесили пользователи социальных сетей, - отвечает ей Хасан Касымбаев.
И третья серия – брифинг МВД, который был объявлен чуть ли не за час до его начала.
- Сейчас много домыслов и недостоверной информации. Это очень затрудняет работу следственной группы, которая и так испытывает сильное общественное давление. Есть тайна следствия, но, чтобы пресечь поток недостоверной информации, мы решили провести сегодня брифинг, - предупредил первый вице-министр внутренних дел Аленов.
Однако картина, которую преподнесли полицейские начальники, несколько отличается от того, что обсуждалась в СМИ, соцсетях и от того, что говорили местные.
По словам Аленова, правоохранители действовали правильно, на место преступления прибыли через 8 минут, почти сразу задержали подозреваемых – сначала семерых, потом еще троих. Семью, хоть и с опозданием, но охраняют.
Помимо расследования дела об убийстве, Служба внутренней безопасности будет расследовать и внутренние дела – выяснит, кто из полицейских «слил» видео. Также служба займется и участковым, который допустил нарушение режима его подопечным - условно осужденным, который по ночам ездит за пивом.
То есть, «хуторские» - это вымысел местных жителей и журналистов, никаких ОПГ в районе нет, на допрос Хасана не было оснований, бойцы Нацгвардии на улицах – на всякий случай.
А еще Бауржан Аленов зачем-то сообщил, что помимо прочих проводится экспертиза по поводу предмета, который держал в руках отец погибшего парня. Уж больно он был похож на нож.
Из всего прозвучавшего на брифинге напрашивается вывод, что это Шерзат напал на клиентов, а они, скорее всего, испугавшись, позвали вооруженных знакомых и, видимо, превысили пределы самообороны...
Дом вспыхнул не сам по себе – есть доказательства, что это был поджог, осталось найти, кто его совершил.
Сегодня же за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в отставку отправили избранного два года назад акима Талгара Бахыта Куришбеков и его зама - Матана Сагындыка. Что не так они исполняли, где допустили серьезные промашки и как на увольнение повлияла кровавая история Шерзата, нам, конечно, не объяснили. Потерял должность руководителя аппарата акимата и брат Хасана – Аслан Касымбаев.
Самая интересная роль в этом спектакле все-таки у вице-министра внутренних дел Бауржана Аленова. После январских событий он в Алматинской области он сменил загремевшего на нары Кудебаева, два года наводил порядок – и вот результат. Он пошел на повышение, а на «земле», за которую отвечал, убивают из-за банки пива. К слову, приказ о его переводе в столицу был подписан уже после убийства Шерзата. Видимо, в МВД не ожидали, что оно станет таким резонансным.
На брифинге заместитель министра чувствовал себя вполне уверенно, моральный аспект произошедшего его как-то не зацепил - явно подавать в отставку он не собирается. Хотя по логике должен был бы это сделать. Или мораль и должность – понятия несовместимые?
Журналисты Ulysmedia.kz с Каржаубаем Нурымовым разговаривают каждый день, сразу после трагедии, он как заклинание повторял, что требует справедливого суда. Каржаубай – кандас, вернулся на историческую, где похоронил сына и теперь говорит, что уже никому не верит и хочет уехать из Казахстана.