В информационном потоке почти незамеченным осталось сообщение телеграм-канала Верховного суда о том, что уже во втором чтении сенат парламента одобрил закон по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства. Адвокат Мурат Адам считает, что если президент подпишет этот документ, то Верховный суд потеряет свою главную функцию и обязанность – вершить правосудие.
Перемены в деятельности судебной системы запланированы на следующий год - 1 июля будет введена сплошная кассация по гражданским и уголовным делам.
То есть, вместо 3-х судебных инстанций, будут действовать четыре: первая инстанция (районные и приравненные к ним суды), апелляционная инстанция (областные и приравненные к ним суды), кассационные суды и Верховный Суд.
Верховный Суд превратится в какую-то особую касту в судебной системе и заниматься судьи будут в основном обобщением единой судебной практики по принятию нормативных постановлений, обязательными для всех судов страны, а не рассматривать кассационные ходатайства граждан и юридических лиц.
Возникает вопрос: а тогда зачем в нашей стране вообще нужен Верховный Суд, если он свои функции кассационной инстанции собирается передать еще одной инстанции, никому не нужной и создающей для народа дополнительный барьер в достижении правосудия?
Как гражданин страны, я лично категорически против всего этого!
Нам должна быть понятна и проста структура судебной системы страны, которая должна состоять из 3-х инстанций, а не 4-х.
Ну, а если судьи Верховного Суда не хотят работать и боятся захлебнуться в делах, то их там принудительно никто не держит. На их место с радостью согласятся прийти работать судьи районных и областных судов.
Хочу обратить внимание президента на то, что такие перемены явно не отвечают интересам граждан страны.
* Стадия предварительного рассмотрения в кассационной инстанции будет исключена.
* Граждане будут подавать не ходатайство о пересмотре судебных актов, а кассационную жалобу.
* Вводятся единые правила кассационного пересмотра по всем видам судопроизводств.
* По аналогии с административными делами сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационной инстанции будут осуществляться в разумные сроки, но не более 6 месяцев.
* Для расширения доступа в кассационную инстанцию с 1 июля 2027 года будут исключены ограничения по спорам, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее 2 тыс.
* МРП и юридических лиц при сумме иска менее 30 тыс. МРП, а также по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести.
* В связи с созданием самостоятельных кассационных судов изменится роль Верховного Суда. Его основным предназначением станет изучение и обобщение судебной практики и вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия
Мы изначально шли к сокращению судебных инстанций – к модели, удобной для народа – первая инстанция, апелляция и кассация, то есть Верховный суд. Теперь мы возвращаемся к тому, что у нас было раньше, только единственное – там процедура была немножко другая – не было надзорной инстанции, потом ее преобразовали в кассационную инстанцию. Я уверен, что гражданам это покажется сложным и не понятным, и будет лишний раз тормозить судебное развитие. И главное, зачем нам нужен Верховный суд, который не будет отправлять правосудие, а просто будет рассматривать категории дел по интересам национальной безопасности и неопределенного круга лиц? К тому же судебную практику судьи Верховного Суда должны отслеживать как вышестоящая судебная инстанция. Тем более, есть судьи-отставники, которых можно загрузить этой работой. Действующие судьи должны вершить правосудие, а не перебирать бумажки. Да, говорят, что сейчас будут сокращать число судей, но зачем это делать, когда нужно было сохранить Верховный суд и сделать так, чтобы все дела рассматривались в сплошном порядке – вот и все.
Этот закон – не реформа, а возврат туда, откуда мы совсем недавно ушли.
Автор: Мурат Адам