Перезагрузка, стажировка и полный отказ от льготных категорий - эксперт предложил реформировать “Болашак”

Ulysmedia

Выпускник Nazarbayev University и Оксфорда, болашаковец Адиль Кусманов возглавил “Центр международных программ”. Эксперты отмечают, что теперь можно ожидать свежих идей для развития программы “Болашак”. В то же время предлагается рассмотреть семь шагов для полного реформатирования программы. К примеру, нужно перезагрузить программу научных стажировок и вовлекать казахстанских исследователей в научную деятельность страны. Такое мнение высказал независимый эксперт Олжас Жораев.

Фото из открытых источников

Предыдущие президенты Центра международных программ:

1. Альжан Бралиев

2. Кадиша Даирова

3. Аида Сагинтаева

4. Саясат Нурбек

5. Гани Ныгыметов

6. Жанболат Мелдешов

7. Айнур Карбозова

8. Ануар Жангозин

9. Олжас Сакенов

10. Алия Оспанова.

Хотя предыдущие руководители ЦМП сделали многое для развития программы, новое назначение - это всегда возможность для свежих идей и новых (или хорошо забытых) инициатив. 

В связи с этим предлагаем рассмотреть следующие простые шаги:

Усиление поддержки докторантов

Больше докторантов создаст критическую массу исследователей, что приведет к повышению качества казахстанских вузов, развитию науки и усилению влияния исследований на качественные государственные решения.

Поддержка не обязательно должна выражаться в финансировании обучения докторантов. Во многих странах обучение в докторантуре бесплатно. Например, в США докторант - это научный сотрудник университета или исследовательского центра с бесплатным обучением и зарплатой в виде стипендии. Поэтому важно просто оказать содействие аппликантам в процессе поступления, например, покрыть расходы на тесты, языковую подготовку, участие в научных конференциях, публикациях и стажировках. Возможна также частичная финансовая поддержка, увязав такой подход с грантовым финансированием от Миннауки.

Перезагрузка программы научных стажировок

Проект «500 ученых» - хорошая инициатива, но он не должен превращаться в турпоездки. Предлагаем разделить его на два направления. 

Первое - это подготовка ученых в университетах и исследовательских центрах с KPI в виде качественных публикаций. 

Второе - краткосрочные, но целенаправленные стажировки в зарубежных государственных учреждениях и корпорациях (для чего потребуется межправительственная договоренность). Последнее позволит казахстанским специалистам ознакомиться с зарубежными подходами к реформам и адаптировать их для применения в Казахстане.

Мотивирование обучающихся за рубежом на проведение исследований по Казахстану

Ежегодно десятки тысяч казахстанцев выезжают на учебу (как болашаковцев, так и самостоятельно обучающихся). Но немногие из них посвящают свои магистерские и докторские темы Казахстану, не имея доступа к статистическим и административным данным. В итоге большинство фокусируются на изучении проблем страны пребывания, становясь экспертами в контексте той страны. Так, по линии «Болашак» мы создаем кадры для глобального рынка труда, способствуя их эмиграции. 

Решение: формировать исследовательские проекты по Казахстану, связывать зарубежных студентов с госорганами и организациями РК, содействовать в получении данных на основе NDA. Тут очень важна роль ЦМП. 

Результат: готовые высококвалифицированные кадры различных отраслей Казахстана и аналитическая база для решения актуальных проблем страны.

Вовлечение казахстанских исследователей и ученых за рубежом в научную и экспертную деятельность в стране

Хотя это не совсем профиль ЦМП, центр мог бы сыграть координирующую роль в создании базы данных наших соотечественников за рубежом, координации их взаимодействия с казахстанскими вузами и госорганами, для вовлечения их в исследовательские проекты в Казахстане, экспертные группы, дискуссионные площадки, а также в организации краткосрочных визитов в виде гостевых лекций, семинаров, тренингов и т.д.

Формирование коммуникационного пула выпускников 

В ЦМП есть база всех выпускников. В свое время я обращался в ЦМП как работодатель когда мы искали кандидатов на работу. Можно наполнить базу компетенциями и профессиональными интересами выпускников, для содействия их трудоустройству, организации практик/стажировок в казахстанских госорганах и других организациях. Дополнительно выпускники могли бы делиться своим опытом в регионах и сельских районах через сеть наставничества и передачи знаний.

Полный отказ от льготных категорий для госслужбы

Раньше были льготы госслужащим по языковым требованиям, т.е. низкие требования по знанию иностранного языка. Извините меня, мои коллеги с госслужбы, но надо признать, что это превратило Болашак в программу повышения квалификации для госслужащих, создав неравную конкуренцию для других кандидатов. Такую льготную категорию ни в коем случае нельзя возвращать. Если кандидат мотивирован на обучение за рубежом, то он должен быть способен самостоятельно подтянуть язык.

Дифференцированное повышение стипендии

Этот вопрос висит в воздухе, хотя стипендия по Болашаку и выше, чем в других программах (например, Чивнинг в Великобритании). При рассмотрении этого вопроса целесообразно повышать ее избирательно - только для дорогих городов, таких как Лондон, Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Гонконг и др. Можно также предусмотреть добавочные коэффициенты для семейных студентов с детьми, чтобы поддержка была целевой и эффективной.

Если у кого-то есть идеи, делитесь в комментариях - любая мысль заслуживает внимания и, уверен, будет интересна новому руководству.

Автор: Олжас Жораев, независимый эксперт (Вашингтон)