Предпринимательница, основательница сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина прокомментировала возможное повышение ставки ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 20% в Казахстане. Ulysmedia.kz приводит текст бизнесвумен полностью.
Вести бизнес стало наказанием
Казахстан в очередной раз стоит на пороге серьёзных решений в области налоговой политики. Государство планирует увеличить налоговые поступления не расширяя налоговую базу, а усиливая налоговую нагрузку на тех, кто уже платит.
Этот подход уже показал свою несостоятельность. Когда в 2021 ввели 10% индивидуальный подоходный налог (ИПН) на дивиденды, произошло беспрецедентное событие: впервые в истории независимого Казахстана налоговые поступления в 2023 стали меньше, чем годом ранее.
Почему? Потому что высокие ставки налогообложения без учёта реальных возможностей бизнеса загоняют предпринимателей в тень. Теперь обсуждается повышение НДС до 20%. Но такие шаги не решают проблему, а только усугубляют её.
Почему в Казахстане вести честный бизнес стало наказанием? Наша налоговая система построена так, что предприниматели платят налоги ещё до того, как получают прибыль.
Например:
• Если бизнес нанимает сотрудников, он сразу выплачивает 40% налогов на заработную плату.
• Снижение порога НДС до 20 тысяч МРП (примерно 250 тысяч тенге в день) обязывает платить налог ежеквартально, даже если чистая прибыль отсутствует.
Это делает Казахстан одной из самых сложных стран для ведения бизнеса. Предприниматели не дробят компании ради уклонения от налогов – они делают это, чтобы выжить.
Система наказывает за успех
Казахстанский бизнес имеет одну из самых низких маржинальностей в мире. С ростом бизнеса нагрузка только увеличивается. КПН (корпоративный подоходный налог), рредоплата налогов, ИПН на дивиденды для тех, чья прибыль превышает 100 млн тенге. Вместо того, чтобы вознаграждать за успех, система наказывает.
МСБ – основной драйвер экономики во все мире! В Казахстане МСБ обеспечивает занятость 4,3 миллиона человек (всего 9,2 миллиона человек). Более 2,2 миллиона человек относятся к категории самозанятых.
Однако МСБ вносит всего 5 % отчислений в бюджет, но почти 70 % рабочих мест. Но вместо поддержки мы видим обратное. Налоговая нагрузка растёт, пороги уменьшаются, и МСБ становится первой жертвой попыток “латания дыр” в бюджете.
В Казахстане предлагается снизить порог до 3815 МРП (15 млн тенге в год). Значит, 80% субъектов предпринимательства автоматически попадут в категорию налогоплательщиков НДС.
Из 2 млн зарегистрированных предприятий активно работают только 700 тыс., а из них 200 тыс. платят менее 100 тыс. тенге налогов в год.
Экспортных компаний у нас всего 546, из них стабильно экспортируют менее 200, а ежемесячно — около 100. Для сравнения, в России таких компаний 30 тысяч. Это происходит из-за высокой налоговой нагрузки, которая мешает предпринимателям развиваться.
Отдельного внимания заслуживает розничный налог, который уже показал хорошие результаты. Этот механизм доказал свою эффективность: мы видим это в реальной жизни, оплачивая услуги банковский картой.
Любые изменения в розничный налог должны основываться на тщательном исследовании. Как можно внедрять новые правила, если нет официальных данных об эффективности существующего механизма? Логично оставить розничный налог без изменений, а лучше внедрить единую ставку и автоматическое отчисление в бюджет налога с чека – это даст стабильный результат без увеличения нагрузки на бизнес.
Почему ориентир – Россия, а не Китай?
Почему бы не взять пример с Китая, который демонстрирует один из самых высоких темпов экономического роста?
Ставка НДС в Китае зависит от типа бизнеса и продукции. Основные ставки следующие:
• 13% – основная ставка для большинства товаров и услуг.
• 9% – сниженная ставка для некоторых категорий, включая транспортные услуги, строительные работы, сельскохозяйственную продукцию и коммунальные услуги.
• 6% – для определённых услуг, таких как финансовые услуги, консалтинг, IT и культурные мероприятия.
Кроме того, для малого бизнеса применяется ставка 3%, что стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства.
Или взять пример Швейцарии. В Швейцарии ставка налога на добавленную стоимость (НДС) является одной из самых низких в мире. Основные ставки:
• 8.1% – основная ставка НДС.
• 3.7% – сниженная ставка для гостиничных услуг.
• 2.5% – сниженная ставка для продуктов питания, безалкогольных напитков, медикаментов, книг, газет и других предметов первой необходимости.
У нас схожие условия – небольшое население, отсутствие выхода к морю. Но вместо опыта Швейцарии мы копируем подходы стран с высокой налоговой нагрузкой, при этом эти страны сложно назвать развивающимися.
Нужны реформы, а не давление
Чего мы добьёмся увеличением нагрузки? Повышение налогов, как в случае с ИПН на дивиденды, приведёт к тому, что:
1. Бизнес начнёт уходить в тень.
2. Налоговые поступления снова сократятся.
3. Уровень безработицы вырастет, так как предприниматели не смогут выдерживать такую нагрузку.
Что нужно делать?
1) Перейти на налогообложение чистого результата. Бизнес должен платить налоги только после получения прибыли, а не до.
2) Увеличить порог НДС. В Казахстане он составляет 20 тыс. МРП Мы должны повышать порог, а не снижать его.
3) Сохранить розничный налог. Этот инструмент показал себя с лучшей стороны и стимулирует прозрачность. Его нужно оставить без изменений или усовершенствовать, внедрив единую ставку и автоматическое списание налога с чека.
4) Разработать справедливую систему налогообложения. Умеренные ставки и прозрачные правила стимулируют бизнес развиваться, а не уходить в тень.
5) Поддерживать МСБ. В развитых странах именно МСБ является основным драйвером экономики. В Казахстане тоже нужно создавать условия, чтобы бизнес мог расти, а не выживать.
Нужны реформы, а не давление. Если Казахстан хочет стать конкурентоспособной страной с сильной экономикой, то наша налоговая система должна стимулировать рост бизнеса.
Повышение налоговой нагрузки – это тупиковый путь, который уже доказал свою несостоятельность.