×
444.22
476.38
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
444.22
476.38
4.82

Серые схемы и «помогайки»: почему «буксует» легализация авто с иностранными номерами

25.01.2023, 10:11
Коллаж Ulysmedia

Уже первый день легализации авто с иностранным учетом показал, что опасения автовладельцев были абсолютно обоснованы, и получить белые казахстанские номера по алгоритмам, разработанным в МВД, смогут лишь единицы. По мнению активистов «легализационного» движения, сегодня мы наблюдаем, как уполномоченные госорганы, на протяжении многих лет способствовавшие завозу транспорта из стран Таможенного союза по «серым схемам», создают сейчас новую «серую схему» – теперь уже на легализации.

Фокус не удался

Утром в понедельник 23 января в областном спецЦОНе Караганды слепило глаза от собравшегося здесь по случаю начала легализации автомобилей с иностранным учетом «бомонда». Прибыли руководство органов внутренних дел, НАО «Правительство для граждан» и других госорганов, причастных к знаменательному событию. Все были полны энтузиазма продемонстрировать успех старта всеказахстанской акции.

Для этого здесь же собрался пул представителей местных СМИ. В качестве спикера для журналистов был выбран владелец автомобиля с армянскими номерами. Он бодро прошел первый этап, затем – второй. И когда журналисты уже включили камеры, микрофоны и диктофоны, оказалось, что снимать нечего. Несостоявшегося спикера развернули и отправили… в Армению, снимать авто с учета там.

Несмотря на явный конфуз, заместитель начальника управления административной полиции ДП Карагандинской области Елжас Жартыбаев заверил корреспондента Ulysmedia.kz в том, что «всё идет по плану».

    - Сегодня в спецЦОН пришли около 50 владельцев авто с иностранным учётом, - прокомментировал он события первого дня легализации.

   – Есть те, кто уже проходят, получают одобрение. Самое главное – убедиться, что транспортное средство стоит на учете в той стране, откуда оно завезено, не находится в угоне. И тогда их владельцы смогут поехать туда до 1 июня, вернуться в Казахстан и поставить их на учёт здесь.

Заместитель начальника управления адмполиции отметил, что вопрос снятия с учета авто без выезда за рубеж - сейчас самое актуальное для владельцев машин - «иностранцев». Но все вопросы записываются и решаются в индивидуальном порядке.

Ещё, по словам Елжаса Жартыбаева, легализация коснулась лишь автовладельцев, приобретших свои авто в странах Евразийского экономического союза – России, Беларуси, Армении и Кыргызстане.

Однако в этот же день местные СМИ и паблики в соцсетях в качестве положительного примера легализации рассказали о том, что первые казахстанские номера получил владелец машины, завезенной в 2022 году из… Грузии.

И вот тут уже напрашиваются вопросы: то ли зам. начальника управления административной полиции не владеет ситуацией, то ли Грузия успела вступить в ЕАЭС, то ли легализация провалилась в первый же день?

Легализация без шансов?

На этот счёт представители инициативного сообщества по легализации авто с иностранными номерами, заявляют однозначно: узаконить 90 % авто, стоящих на учёте в странах ТС, по нынешним требованиям уполномоченного органа не удастся.

    - На протяжении около 10 лет кряду в страну завозились автомобили по «серым схемам», - объясняет эту точку зрения карагандинский активист Балкан Тайшыбаев.

   - Причём для авто из каждой страны таможенного союза схема была своя. И тут 1 сентября 2022 года выходит указ президента о легализации автотранспортных средств с иностранными номерами. Указ высшего должностного лица государства надо выполнять. Но как? Проще всего было бы сделать по лекалам легализации имущества 2006-2007-2009 годов. Когда на имущество, не имеющее документов, просто документы выдали. Но нет же, в МВД решили «заморочиться» и разработали памятки, в которых указаны заведомо невыполнимые условия, по которым можно легализовать своего четырехколесного «иностранца».

Как результат – сегодня во всех регионах «помогайки» уже предлагают за умеренную цену приобрести у них недостающие документы для легализации авто…

Балкан Заркынович уверяет, что работающие «на земле» в регионах сотрудники органов внутренних дел прекрасно знают, как «рисовались» бумаги, по которым пересекали границу РК машины из ближнего зарубежья, и потому понимают, что легализовать их сейчас так, как требует МВД, невозможно или очень сложно. Но сделать ничего не могут.

«Липа» на «липе»…

    - Вот смотрите, в РФ все праворульные машины попадают из Японии. Россияне покупают их на аукционе через интернет и для того, чтобы уменьшить стоимость через уменьшение таможенных сборов, снимают двигатель, колёсные пары и перевозят через границу как запчасти. В России машина собирается и уходит продавцу. Но в РФ выпуск в обращение автомобилей с правосторонним расположением руля разрешен только для Дальневосточного федерального округа.

И то с оговоркой «одно транспортное средство – в одни руки и без права продажи».

Получается, что все наши праворульные автомобили с ростовским, калининградским, челябинским, московским учётом – вне закона даже в РФ. Соответственно, вся документация, все СТС, договоры купли-продажи, которые на данный момент требуют для легализации наши уполномоченные органы - это заведомо невыполнимое задание.

По словам Балкана Тайшыбаева, существует ещё ряд проблем, связанных со снятием с учета российских авто.

   - Есть случаи, когда граждане регионов России, приобретя автомобиль, допустим, в Москве, дома ставили их в залог в микрокредитных организациях, а затем снимали с учета и везли в Казахстан. Таким образом в РК было переправлено достаточно много залоговых машин. Теперь, чтобы легализовать такое авто в Казахстане, нужно снять его с учета в России, а для этого – выплатить сумму кредита с пеней. В аналогичную историю попал другой член нашего движения. Выяснилось, что на его машине в РФ «висят» штрафы, которые «заработал» предыдущий хозяин.

А наши уполномоченные органы настаивают на том, чтобы казахстанец отправлялся в Россию и выплатил там штраф «за того парня», чтобы снять с учёта транспортное средство там и легализовать его здесь.

Логично, если бы в такой ситуации государство выступило на стороне граждан Казахстана, - считает активист.

    - И, кстати, были и такие моменты. У человека совершенно легальный автомобиль, приобретенный в РФ 4 года назад по доверенности - дорогая «Тойота камри» с левым рулём стоимостью от 10 до 12 млн тенге. Он звонит хозяину в РФ и просит снять машину с учёта. А россиянин ему в ответ - Плати 5 тысяч долларов – сниму!.

В России живут не глупые люди, которые хорошо информированы о проходящей у нас легализации. Поэтому предполагаю, что таких случаев сейчас будут сотни. И если наше государство не встанет на сторону граждан, то это будет не просто обидно, но и приведёт к созданию криминальной схемы, в результате которой обогатятся неправедным образом непорядочные граждане других государств, которые, как я слышал, уже ставят обременения на свои бывшие авто, чтобы получить деньги с купивших их казахстанцев, - утверждает активист.

Защитите лучше казахстанцев!

У армянских, белорусских и кыргызских машин свои «скелеты в шкафу», - уверяет Тайшыбаев.

    - В Армении по регламенту таможенного союза автомобили с правым рулём могут использоваться внутри страны, а продажа в другие страны стала возможна лишь с 1 января этого года. Как покупались эти машины в Армении, где они стоили на порядок дешевле, чем в РК? Гражданин Казахстана приезжал в Армению, получал там прописку, покупал автомобиль, оформлял его на себя, получив армянские номера и уезжал в Казахстан. Автоматически через 10 дней человек там снимался с армянского учёта, а автомобиль здесь находился на армянском учёте. Ездил от 3 до 10 лет по дорогам Казахстана, загрязнял здесь окружающую среду. Но по правилам легализации его хозяин теперь должен ехать в Армению, платить налоги за те самые 3-10 лет и снимать с учёта. Где логика? Наше правительство должно работать во благо своего народа, своей страны, своей казны. Или нет?

В Кыргызстане, по словам Тайшыбаева, законодательство запрещает вывоз из страны «праворуких» автомобилей до 2025 года. Тем не менее, множество таких машин с кыргызскими номерами колесит по дорогам Казахстана. Как они сюда попали? Все по тем же нелегальным каналам.

   - Вы же понимаете, без ведома уполномоченных органов эти авто не могли массово проникать на территорию нашей страны, - замечает активист «легализационного» движения.

    -  Всем известно, что дело было поставлено на поток. Перед прохождением границы продавцы звонили своим покупателям и спрашивали - «Вам какие какой учёт – российский, киргизский, армянский, белорусский?». Лепили на бамперы рукописные номера с нужным учётом, а таможенники максимум их фотографировали. Теперь же от нас просят для легализации, чтобы авто прошло таможенную очистку.

«Помогайкам» - бой

По словам Балкана Заркыновича, сегодня на волне легализации рождается новая «серая схема» - похлеще старой.

    - В чатах распространяются объявления: «Продам документы для легализации». «Помогайки», которые предлагают эти услуги, дают стопроцентную гарантию, что в ЦОНах эти документы пройдут. В противном случае обещают вернуть деньги. Если они не врут, то это значит, что они это будут проворачивать не без помощи госорганов, - уверяет активист.

Также он добавил, что лично знает несколько человек, купивших липовые документы. Теперь остается подождать и посмотреть, смогут ли они легализовать по ним свои автомобили.

    - Цена договора купли-продажи и генеральной доверенности - от 50 тысяч тенге, - даёт полный расклад Балкан Тайшыбаев.

    - На юге страны ещё выше - 400-500 долларов. Но я хочу обратиться ко всем автовладельцам иностранных авто: не пользуйтесь услугами «помогаек»! Давайте не дадим этой новой «серой схеме» работать в новом Казахстане! Мы будем действовать только в правовом поле, и только законными методами.  Я уверен, что нас услышат правительство, президент, и все автомобили, кроме тех, что числятся в угоне и т.п., законно получат белые номера!

По данным активистов, сегодня по дорогам Казахстана ездят порядка 300-500 тысяч авто с иностранным учётом. Это значит, что интересы порядка 5 миллионов людей (автовладельцы и члены их семей) затрагивает проблема легализации.

   - Поймите, ведь речь идёт о машинах среднего класса, которые для их владельцев являются не только единственным транспортным средством, но и зачастую источником дохода. На этих автомобилях таксуют, оказывают логистические услуги. Поэтому наша проблема – социальная, глобальная. И отмахнуться от неё не получится.

Разум когда-нибудь победит?

Кстати, попутно владельцы «праворуких» авто готовят материалы в суд.

    - 12 января по вопросу легализации авто с иностранными номерами выступил вице-министр внутренних дел Игорь Лепеха. В совершенно некорректной, ультимативной форме, подменяя понятия, он заявил: «Вы не будете ездить, мы вам не дадим, отправим за границу или разбирайте свои автомобили!». Он назвал праворульные авто «конструкторами», угрожающими жизни людей на дорогах, - возмущается Балкан Заркынович.

    – Налицо подмена понятий и смысла! Понятие «конструктор» появилось в конце прошлого века, когда на шротах Европы закупались битые машины и собирались из двух в одну. Вот такие авто назвали «конструкторами». Те автомобили, которые сейчас приходят из Японии и Дальнего Востока, в простонародье тоже называют «конструкторами», но смысл этого названия совсем другой. С одной машины снимаются основные агрегаты и для удешевления провозятся по отдельности.

По словам Балкана Тайшыбаева, выступление Игоря Лепехи вызвало огромный общественный резонанс, заставив владельцев «иностранцев» объединиться и начать отстаивать своим права.

Поскольку в соцсетях начали разгоняться панические настроения: «Ой-бай, не ездите по дорогам, вы же нас убиваете!».

   - Мы всё же верим, что в высоких кабинетах есть здравомыслящие люди, и их больше. Верим в новый, справедливый Казахстан и в нашего президента.

Новости партнеров