×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Дело по LRT разваливается: почему свидетель в суде изменил показания

15.12.2022, 14:03
Дело по LRT разваливается: почему свидетель в суде изменил показания
Коллаж Ulysmedia

Одно из самых громких уголовных дел опять начало трещать по швам - один из ключевых свидетелей на судебном процессе по LRT отказался от своих показаний. Журналистам Ulysmedia.kz, которые следят за развитием событий вокруг самой дорогой и коррумпированной столичной стройки, удалось выяснить новые подробности.

Бывший технический директор ТОО «Астана ЛРТ» Айтказы Арыкбаев заявил в суде, что во время следствия на него оказывалось давление, а на самом деле, хищений, завышений цен на услуги, невыполненных работ вообще не было и не могло быть, потому что всё делалось по международным стандартам. По его словам, с 2013 по 2018 годы проект проверяли 38 раз.

Кого обвиняют

По делу о хищении на стадии проектирования легко-рельсового транспорта – LRT, скоростного автобусного транспорта – BRT и интеллектуальной транспортной системы – ИТС под стражей четвёртый год сидят проектировщики, подрядчики и субподрядчики. Их обвиняют в хищение в особо крупном размере - 5,8 млрд тенге.

Подсудимые по уголовному делу: Аманжолов, Нурпеисов, Ачилов, Касабаев, Мусенов – находятся в СИЗО, под домашним арестом – Абдыхамитов и Ашим, а Ардан и Султанбеков - объявлены в международный розыск.

Гражданский иск распространяется на 12 человек - это все вышеперечисленные и Талгат Ардан, Самат Сванбаев и Айжан Акбаева. В том числе и бывший технический директор «Астана ЛРТ» - Айтказы Арыкбаев. Все они избежали уголовной ответственности за «деятельное раскаяние» и получили статус свидетелей. Если суд признает их вину, то им нужно будет возместить ущерб, в то время как остальным грозит реальный тюремный срок.

Айтказы Арыкбаев – единственный, кто отказался от своих слов и кардинально изменил показания. Его допрос буквально выбил из колеи прокурора, который спасая дело, перешёл к угрозам.

    - Ранее вы говорили, что реализацию проектов LRT и BRT ранее лоббировали Султанбеков и Ардан. А сейчас в суде вы дали иные показания. Почему такая разница, - спросил он?

Арыкбаев в свою очередь сказал, что если он объяснит, то столкнётся с нежелательными последствиями.

   - Интересы основных поставщиков услуг, принимавших участие в реализации проектов LRT и BRT, лоббировались Султанбековым и Арданом, в частности, испанскую компанию Tipsa лоббировал Султанбеков, - напомнила судья первоначальные показания Арыкбаева и спросила, - вы эти показания не подтверждаете и основываетесь на тех показаниях, которые дали в суде. Правильно?

Арыкбаев подтвердил, что отказывается от этих слов.

Как и следовало ожидать судья и прокурор попытались выяснить, кто на стадии досудебного производства вынуждал Арыкбаева дать ложные показания, однако адвокат Айткалиева парировала тем, что у него есть право отказаться свидетельствовать против самого себя.

     - Я считаю, что дальнейшее выяснение этого обстоятельства является прямым давлением на свидетеля, находившегося под определённым давлением в ходе следствия, - аргументировала адвокат.

Кто заставил

Прокурор напомнил об уголовной ответственности за ложные показания, однако адвокат настаивала на своей версии. Тем не менее, Арыкбаев назвал фамилию следователя, который вынудил его дать ложные показания.

    - Следователь Шаленов - руководитель межведомственной следственно-оперативной группы говорил, что он меня посадит. Подпишите эти показания, остальное потом. Если вы будете придерживаться этих показаний, на этом и закончим. И мы вас не будем привлекать к уголовной ответственности. Кое-какие вопросы, когда их не устраивало, они немного подправляли. Говорили: «надо немножко по-другому написать» - корректировали меня. Понятное дело, когда давление оказывается, надо же на кого-то показать. И говорили: «напишите так, предварительно». Я говорю: «ну, если так оно не было, что делать?» Они давят таким образом, что якобы тем самым способствовал, тогда будет «пособничество», «по такой-то статье будем вас привлекать», - объяснил Арыкбаев.

Помимо этого, он твёрдо заявил, что хищений не было и не могло быть, потому что в рассматриваемый в суде период, всё делалось по международным стандартам. Он заметил, что с 2013 по 2018 годы проводилась не одна проверка.

    - 38 раз проверяли нас: департамент внутреннего государственного аудита, из них 36 раз не было никаких замечаний, не было ущерба или каких-то невыполненных работ. Никто об этом не говорил - ни PriceWaterhouseCoopers, ни Счётный комитет - никто не говорил о нарушениях, - заявил свидетель.

Антикор себя проверит

Такого развития событий прокурор, судя по всему, не ожидал. Но его реакция не заставила себя долго ждать. На следующем заседании он заявил, что хочет, чтобы Антикор провёл проверку показаний Арыкбаева.

Также он попросил суд приобщить к материалам дела результаты этой проверки.

Стоит напомнить, что ранее судья назначала проверку жалоб подсудимых на применение незаконных методов следствия сотрудниками Антикоррупционной службы на досудебной стадии производства.

Защитники уверены, что просьба прокурора обратиться в Антикор – это ни что иное, как способ оказания давления на свидетеля.

    - Арыкбаев объяснил, почему он согласился на прекращение по этой статье 65-й, почему у него были такие показания, действия. Я думаю, вы действительно в совещательной комнате дадите оценку. Сегодняшний рапорт, это прямое давление на свидетеля. Вот на первый взгляд, это такое безобидное ходатайство, и даже вроде бы как в рамках УПК, но на деле - это недопустимый метод давления прямо в зале суда, - заметила адвокат Сауле Акатова.

Финал опять отодвинулся

Нам остаётся ждать продолжения этой долгоиграющей криминальной истории. Скорее всего, Артыкбаев рассыпал пазлы и сломал картину обвинения. Адвокаты не скрывают, что свидетель своим заявлением поставил себя под удар и многим рискует. Но, если его слова подтвердятся, то следователям придется опять начинать сначала искать ответ на главный вопрос – куда всё-таки делись миллиарды, выделенные на LRT.