Кого в Казахстане можно удивить очередным задержанием чиновника? Но арест даже бывшего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития, публику, избалованную информацией о громких коррупционных делах, как говорится, всколыхнул. Впрочем, неудивительно, ведь речь идёт о незаконной передаче месторождений твердых полезных ископаемых. Проще говоря, бывший зам министра наживался на торговле национальным богатством.
Сайт Ulysmedia.kz передавал сообщения Антикора о том, что аффилированные с чиновниками предприниматели за минимальную стоимость покупали уже разведанные месторождения. В результате, только по предварительным подсчётам мимо бюджета прошли десятки миллиардов тенге.
Бывшего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Тимура Токтабаева взяли под стражу по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. Глава МИИР Каирбек Ускенбаев, видимо счёл, что дело это прошлых лет и произошедшее комментировать не стал. Тем не менее ведомство решило от Токтабаева откреститься и на официальной странице в Facebook всё-таки было опубликовано короткое сообщение, что он не работает в МИИР с 2019 года и покинул пост по собственному желанию.
Но после того, как Антикор перечислил арестованное имущество Токтабаева и его близких родственников, интрига приобрела глобальные очертания. У не очень крупного чиновника было всё для хоть и безработной, но вполне счастливой жизни: элитные дома, земельные участки, автомобили марки Cadillac Escalade, Mercedes-Benz Maybach S580 4 Matic, BMW X5 Xdrive40I, Bentley Bentayga V8.
Виновен ли Токтабаев – решать суду, однако несоответствие доходов и расходов чиновника очевидно - каждое из авто в его парке стоит больше сотни миллионов тенге.
К слову, послужной список экс-премьер-министра – увлекательное чтиво. Ему удалось побывать заместителем сразу четырех министров в двух ведомствах. С чего всё начиналось и откуда у простого чиновника такая роскошь? Попробуем найти ответ в его биографии.
Из студентов в руководители
Тимур Токтабаев – родился в Алматы. В 2003 году окончил академию комитета нацбезопасности и приступил к службе. В рядах КНБ он пробыл недолго – всего три года, зато за это время успел окончить Кокшетауский государственный университет имени Уалиханова по специальности «Финансист». А позже получил профессию "Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» в Казахском национальном техническом университете имени Сатпаева.
В 2006 году буквально обернутый дипломами 25-летний служащий становится заместителем руководителя РЦГИ «Казгеоинформ». Эта некоммерческая организация занимается сбором, хранением и анализом геологической информации, включая состояние месторождений и деятельность добывающих компаний.
Под руководством семьи Назарбаевых
В том же году молодой специалист получает должность советника председателя комитета геологии и недропользования РК, а в 2008 году, всего через два года после карьерного взлёта, становится начальником управления и заместителем директора департамента прямых инвестиций в недропользование министерства энергетики.
К слову, руководителем департамента тогда был Саяхат Кунакаев – брат Сары Алпысовны Назарбаевой. Похоже, под его началом Токтабаев проработал не один год: в 2010 году он снова сменил работу и стал директором департамента в Национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук», где в руководителях был тот же самый член семьи первого президента.
Уже не заместитель
В 2011 году в этой компании Токтабаев получил должность замдиректора, а позже директора департамента недропользования. На этой позиции он провел целых пять лет.
Департамент курировал:
- организацию проведения переговоров с недропользователями и потенциальными инвесторами;
- организацию заседаний по выдаче разрешений на передачу права на разведку и добычу, в том числе в залог;
- мониторинг соблюдения недропользователями условий контрактов по углеводородному сырью, углю и урану, соглашения о разделе продукции;
- организацию конкурсов по предоставлению права недропользования на проведение разведки и добычи;
- проведение заседаний Экспертной комиссии по внесению изменений в условия лицензий и контрактов.
Это далеко не полный список обязанностей департамента, который возглавлял Токтабаев, однако в свете последних событий эти пункты кажутся наиболее показательными. Можно предположить, что уже в 2011 году чиновник имел все необходимые полномочия для организации "распродажи" казахстанских месторождений.
Министры уходят, а заместители остаются
В январе 2016 чиновник резко сменил сферу деятельности и стал уполномоченным по этике в министерстве по инвестициям и развитию, а в июле того же года получил должность вице-министра. В тот период ведомство возглавлял Асет Исекешев.
Любопытно, что в 2018 году вице-министром по инвестициям и развитию был также назначен Каирбек Ускенбаев – действующий глава МИИР. Насколько коллеги были дружны – неизвестно.
В период с 2016 года по 2019 ведомством руководил Женис Касымбек. В 2018 году министерство по инвестициям и развитию решили реорганизовать и переименовали в МИИР, но главный персонаж этого материала сохранил должность.
Год спустя Касымбек покинул министерство, и у Токтабаева появился новый руководитель – Роман Скляр. Он провел в должности меньше года и уступил пост Бейбуту Атамкулову. Под его началом чиновник проработал меньше полугода и покинул должность, как утверждают в МИИР, по собственному желанию.
На этом официальный послужной список Тимура Токтабаева заканчивается. Чем именно он занимался с декабря 2019 года до ареста – неизвестно. Но судя по количеству арестованного имущества, экс-чиновник не бедствовал.
Новая счастливая жизнь
В целом, Токтабаев – персона скрытная. В сети сложно найти информацию о семье, друзьях и деятельности. Зато его страница в Facebook – просто кладезь жизненной мудрости. Ценитель красивых цитат публиковал посты почти каждую неделю. Он часто писал о вере, любви и духовной силе.
- Желая ветра перемен, не сетуй на сломанные ветви. Когда Вы заказали себе новую, счастливую жизнь без тревог и страхов, не бойтесь столкнуться с генеральной уборкой и открыть даже самые дальние, заросшие паутиной чуланы. Помните, что после тяжести всегда облегчение, – поделился мыслями экс-чиновник за несколько дней до ареста.
Похоже, "новая счастливая жизнь", которую заказал себе Токтабаев, как-то не задалась.
Проследить все личные и профессиональные связи чиновника невозможно, но одно ясно точно: в одиночку подобное он провернуть бы не смог. Сколько еще соучастников этого преступления остается на свободе? А сколькие по-прежнему занимают государственные посты? Интрига сохраняется, так ответов на эти вопросы пока никто не даёт.
Кто из чиновников МИИР был замешан в коррупционной схеме и почему руководство министерства закрывало на происходящее глаза – предстоит установить следствию.
Одна из поправок в Конституцию РК, за которую мы голосовали в июне, гласит, что богатства казахстанской земли принадлежат народу. Звучит, конечно, красиво, вот только чиновники, которые долгие годы распоряжались ими на свое усмотрение, сути поправок пока не поняли.