×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Если красть, то миллион: почему казахстанское правосудие так лояльно к чиновникам-коррупционерам

07.02.2023, 08:59
Коллаж Ulysmedia

Приговор Махамбету Абжану многих удивил - суд признал его виновным в распространении заведомо ложной информации и вымогательстве и отправил его на 9 лет в колонию чрезвычайной безопасности. Однако сотрудники Антикора, которые вели дело в строжайшей секретности, пояснили, что суровость приговора обусловлена рецидивом, то есть не первой судимостью. 

Стоит отметить, что и судебный процесс проходил в закрытом режиме. Но и на открытом заседании, где судья зачитала приговор, ответа на вопрос, почему обычного блогера задержали как особо опасного преступника и наказали, будто он владеет государственными тайнами, так и не прозвучало.

Корреспондент Ulysmedia.kz решил разворошить страницы истории, вспомнить самые громкие приговоры и понять, почему чиновники, похитившие миллиарды, получают условные сроки, а журналиста отправляют в учреждение чрезвычайной безопасности? Так сколько денег нужно украсть, чтобы получить снисхождение казахстанского правосудия?

2,5 млрд и чистосердечное признание

В ноябре 2014 года бывший премьер-министр РК Серик Ахметов стал фигурантом громкого уголовного дела и попал под домашний арест. Главе правительства, чиновникам Карагандинской области и нескольким бизнесменам инкриминировали многомиллиардные хищения. В декабре 2015 года бывшего премьера признали виновным сразу по нескольким статьям: "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества", "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", "Злоупотребление должностными полномочиями" и "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности". По версии следствия, Ахметов нанёс государству ущерб в размере 2,5 млрд тенге.

В 2015 году суд признал Ахметова виновным по четырём статьям и приговорил к 10 годам колонии общего режима с конфискацией имущества. При этом сам чиновник вину не признал и заявил, что "никаких преступлений не совершал". Казалось бы, всё закономерно – срок сопоставим с причинённым ущербом, но отбывать назначенное наказание Ахметов не стал.

В марте 2016 года адвокаты Ахметова подали апелляцию и заявили, что чиновник чистосердечно раскаялся и признал вину. Кроме того, он и его родственники в полном объёме возместили государству причинённый ущерб и суд проявил милосердие – сократил срок до 8 лет колонии. Позже срок наказания снова сократили, в связи с амнистией к 25-летию независимости, а потом и вовсе заменили тюремное заключение на ограничение свободы. В итоге, Ахметов провёл в колонии всего два с половиной года и в сентябре 2017 года вышел на свободу. 

Запрет на веселье за махинации с налогами

В 2020 году экс-акима Павлодарской области Булата Бакауова признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Следствие выяснило, что чиновник помог скрыть результаты налоговой проверки, в результате чего компания Aksu Trans Logistic, владельцем которой был родственник Бакауова, недоплатила в бюджет 212 млн тенге.

В итоге суд приговорил бывшего акима к 3,5 годам ограничения свободы: чиновника лишили госнаград, запретили работать на госслужбе, покидать место жительства и посещать увеселительные заведения. Кроме того, суд постановил вернуть Бакауову 10 000 долларов, которые хранились в качестве вещественных доказательств.

Всегда можно договориться

В 2011 году финансовая полиция обнаружила ОПГ, которая долгие годы обеспечивала контрабандные перевозки из Китая в Казахстан. Среди фигурантов были высокопоставленные сотрудники органов таможни и комитета национальной безопасности – они устраняли конкурентов преступной группы, задерживая других контрабандистов по наводке своих руководителей. Уголовное дело содержало более 1500 томов. 

В 2014 году начальника департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбека Артыкбаева приговорили к 14 годам лишения свободы, а высокопоставленного сотрудника КНБ Талгата Жакаева – к 17 годам. Кроме того, у осужденных конфисковали имущество. Приговор вступил в законную силу и госслужащие отправились в колонию строгого режима. 

Но Жакаев и Арьыкбаев вышли на свободу значительно раньше указанного срока. Уже в сентябре 2019 года главных фигурантов "Хоргосского дела" помиловал президент Назарбаев и оставшиеся сроки заключения превратились в штраф.

Жакаеву, который не досидел восемь лет восемь месяцев и пять дней, назначили штраф в 2 004 850 тенге, а Артыкбаеву за не отбытые в колонии пять лет семь месяцев и восемь дней, выписали штраф в 1 289 644 тенге. Говорят, что хоргосские контрабандисты вывозили деньги мешками. На этом фоне озвученные штрафные суммы кажутся ещё более абсурдными.

Президентское помилование

В августе 2011 года экс-министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева приговорили к 7 годам лишения свободы. Следствие доказало в суде, что чиновник брал взятки в особо крупном размере и нанёс государству многомиллионный ущерб. Изначально Доскалиев проходил по нескольким эпизодам, но суд признал его вину лишь в одном – незаконное строительство многоэтажных жилых домов во дворе медицинской академии. 

Экс-министр начал давить на жалость ещё во время следствия – то и дело жаловался на плохое самочувствие и даже был госпитализирован с диагнозом "инсульт". Но позже выяснилось, что никакого инсульта у него не было, а медицинское заключение оказалось ложным. Симуляция болезни Доскалиеву никак не помогла. Помимо лишения свободы, суд постановил конфисковать в доход государства 27 млн тенге, 449 000 долларов, 205 евро, земельный участок и несколько квартир.

Министр отправился отбывать наказание в колонию строгого режима, но вскоре обратился к президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой о помиловании. Глава государства просьбу удовлетворил и коррупционер вышел на свободу, отсидев менее двух лет. Кроме того, после погашения судимости Доскалиев смог вернуться на службу и по сей день занимает должность руководителя Республиканского координационного центра по трансплантации. 

Участие в культурных мероприятиях

В 2014 году вице-министра сельского хозяйства Муслима Умирьяева признали виновным в получении крупной взятки и приговорили к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Выяснилось, что чиновник получил 100 000 долларов от предпринимателя за оказание содействия в конкурсах по госзакупкам. В день оглашения приговора Умирьяев заявил, что виновным себя не считает.

Но приговор вступил в силу, и чиновник отправился в колонию строгого режима, но 10 лет там, разумеется, не провёл. Уже в 2017 году Умирьяев попал под амнистию в честь 25-летия независимости и вышел на свободу. Тогда в Комитете уголовно-исполнительной системы пояснили, что осуждённый вёл себя примерно, не имел взысканий и участвовал в культурно-массовых мероприятиях. Таким образом чиновник провёл в тюрьме около двух лет, вместо десяти.

Закономерные подозрения

Получается, что коррумпированные чиновники, нанёсшие обществу многомиллионный ущерб, получают смешные сроки или выходят из тюрьмы, как только уляжется шум.

Заявление на журналиста написал бизнесмен Рашит Махат. По его словам, Абжан потребовал 50 млн тенге за нераспространение лживой информации. Под "лживой информацией" подразумевалось утверждение, что среди владельцев его компании племянник нынешнего президента, а сам он являлся «правой рукой» Кайрата Сатыбалды.

Если журналист распространял недостоверные сведения, порочащие репутацию бизнесмена, то почему тот не обратился в суд? Зачем было предлагать журналисту взятку, если суд итак признал бы информацию недостоверной и потребовал удалить публикацию?

Сам журналист считает, что его скомпрометировали намерено, чтобы "закрыть рот". Учитывая удивительное рвение Антикора, суровость приговора и закрытость суда, слова осужденного не кажутся такими уж беспочвенными и рассчитывать апелляцию или на президентское помилование Абжан вряд ли сможет.

Новости партнеров