В первый день весны апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда начала рассматривать жалобу ТОО «Кублей» на решение специализированного межрайонного экономического суда ЗКО (СМЭС), который перед Новым годом отказал в иске предприятию. «Кублей» требует прекратить строительство жилищного комплекса ИП «Ирменова» в санитарной зоне завода. Судебное расследование ведут Канат Махметов, Галия Даулеткалиева и Ермек Каналиев. Первое заседание по резонансному делу началось с шумом.
Все не поместятся!
Первое заседание назначили на 16.25, но уже к 16.00 фойе областного суда было переполнено – в суд пришли жильцы скандального жилищного комплекса, построенного, напомним, в санитарно-защитной зоне консервного завода «Кублей».
Чтобы понять масштаб скандала, напомним, что иск ТОО «Кублей», который судья СМЭС Бахтиер Журабаев отклонил в полном объеме, был предьявлен известным в области предпринимателем Талгатом Берекешевым - владельцем консервного завода, только к госструктурам. Третьей стороной выступают жильцы ЖК и застройщик. В судебной тяжбе участвуют не менее 100 человек. ТОО «Кублей» представляют два известных казахстанских адвоката Бакытжан Базарбек и Жанибек Башанов, с ними и начальник юридического отдела ТОО Гульфия Калиева. Интересы застройщика - ИП Ирменова, представляют адвокаты Светлана Клёнина и Виталий Клёнин. Интересно, что у самих жильцов адвокатов не оказалось.
Шум начался, когда пристав сообщил, что в зале суда на всех не хватит мест.
- Зачем тогда всем повестки раздали?! Люди с поселков приехали! Тут инвалиды стоят, и это ещё только часть приехали, - кричали люди, напирая на турникет, который также решительно защищали приставы и охрана.
Областной суд действительно не располагает залами для больших процессов. Но напор был таким решительным, что жильцов решили пропустить.
- Будете стоять в коридоре, - предупредили их.
В коридоре оказались и журналисты, что стало еще одним поводом для возмущения. Быть или не быть СМИ в зале суда, заметим, на открытом процессе, решали почти 20 минут, адвокаты спорили - вести ли представителям фото и видеосъёмку или нет. В это время журналисты успели отзвониться в свои редакции и сообщить о препятствии в освещении резонансного процесса, и на всякий случай сделали снимки из-за спин двух приставов, которые сдерживали напор теперь уже представителей медиа.
- А мы что? Мы не против, но решают-то судьи, - демонстрировали приставы репортерам полное понимание.
В зал СМИ запустили только через час. Место для журналистов нашлось у стен и у судебной трибуны – как раз там, где обычно свидетели дают клятву говорить и только правду. В зале витала недружелюбность – стороны перекидывались колкостями, обвиняя другу друга в нечестной борьбе за правду.
Правду должна защитить судебная коллегия, изучив небывалое дело в 13 томов и выяснить, действительно ли судья СМЭС Бахтиер Журабаев проигнорировал рекомендации Верховного суда, который обязал суды первой инстанции привести историю строительства жилищного комплекса в СЗЗ консервного завода в полное соответствие с законом.
То, что сообщили адвокаты «Кублея» - а они, как истцы, выступили первыми, слушали с удивлением даже жильцы спорных домов.
В позе страуса
Первым взял слово член независимой Палаты юридических консультантов Алматы академик МАИН, профессор, член экспертного общественного Совета комитета мажилиса парламента по законодательству и судебно-правовой реформе Евгений Прицкер. Он назвал решение суда первой инстанции примером беспрецедентного и вопиющего нарушения закона.
- В процессе не участвует прокуратура, и это удивительно - столь громкий процесс, где затронуты права и интересы и людей, и бизнеса. Это можно назвать главной особенностью этого судебного разбирательства, - отметил Евгений Прицкер.
Эксперт сообщил, что участие прокуратуры обязательно, так как ответчиками выступают госорганы. Определением суда прокуратура привлечена к процессу, но СМЭС не известил прокуратуру о судебном заседании, и в деле отсутствует заключение прокуратуры.
- Вы сюд пришло по судебным повесткам не менее 25 % жильцов домов, а в суде первой инстанции они вообще отсутствовали, так как не были надлежаще извещены. Ряд вопросов, который поставил Верховный суд не рассматривали вообще. Это вопросы строительства без разрешительных документов. Третьи лица - жильцы заверяют, что никогда не подадут в суд, но уже есть одна досудебная претензия к работе завода. Это уже речь идёт о закрытии завода, где работают 700 человек. У завода нарушена СЗЗ, на что есть два заключения санэпидслужбы, но суд говорит, что они не имеют отношения к делу, - продолжил адвокат Жанибек Башанов.
Нет там завода!
Выяснилось, что в ходе судебного разбирательства экономического суда завод вообще исчез, вернее его на бумаге перенесли в другое место – туда, где расположен убойный цех завода «Кублей».
- Но там нет ни одного станка. Пришлось в поисках завода организовать заседание с выездом на место – проверить стоит ли на месте консервный завод. Поехали, проверили – завод на месте. На место убойного цеха не поехали – суд решил, что нет необходимости.
Ну мы никак не ожидали, что такой вывод сделает суд СМЭС, - обратился к судебной коллегии адвокат Бакытжан Базарбек, перечислив на всякий случай, какие цехами располагает консервный завод «Кублей» по своему юридическому адресу.
И опять 25…
Адвокату пришлось сослаться на заключение СЭС о том, что консервный завод 4 уровня опасности в наличии всё-таки есть.
- Завод – это целый производственный комплекс и это скрыть нельзя! Но нет, судья СМЭС делает вывод, что завода нет, потому что нет акта ввода (“c указанием слова “консервного завода” в акте ввода” – примечание автора) его в эксплуатацию! Это совершенно неправомерно, - адвокат, казалось, не мог прийти в себя от метаморфоз, с которыми столкнулся на оспариваемом судебном процессе.
Больше всего возмутило защитников «Кублея», что теперь, уже бывший, аким города Абат Шыныбеков изменил целевое назначение земель, на которых жилые дома строили и после того как началась судебная тяжба.
- Более того, судья выносил решение 5 месяцев. Тогда как есть сроки, по истечении которых все процедуры судебные считаются уже недействительными. Должна быть безусловная отмена этого решения суда, - настаивал адвокат.
Адвокаты прошлись буквально по каждой странице дела. Руководитель юридической службы «Кублея» Гульфия Калиева сообщила судебной коллегии, что в деле до сих пор отсутствует ряд важных документов. Нет оценки воздействия завода на окружающую среду, а это требование экологического кодекса. Нет схемы охраны окружающей среды - никто из госорганов её не представил, так же, как и план градостроительного зонирования и плана санитарно-защитной зоны. Нет в проекте застройки ЖК даже общего заключения согласующих инстанций.
- Сам проект ЖК под сомнением. В 2010 году в Уральске не было генплана развития города. Он появился только в 2014 году. Тем не менее, на 5 страницах проекта ЖК вносятся сведения о ложных фактах детальной планировки, опираясь на, якобы, генплан 2010 года. Проект ЖК разрабатывался со ссылкой на несуществующий документ. Или ссылки на санитарные правила - их юридическая сила была прекращена за два года до начала реализации проекта, - поддержал коллегу адвокат Жанибек Башанов.
И реки развернули вспять
Но и это ещё не всё – прозвучало сообщение, что в документах судебного дела есть записи о том, что к территории завода «Кублей» примыкают … поймы сразу трех городских – Урала, Чагана и Деркула. В проекте также прописаны рядом расположенные … магистрали Уральск - Атырау и Уральск - Самара.
- Ну уральцы знают, где находятся их реки и в какой стороне эти трассы, - обратились к залу защитники.
Тишина в зале после слов адвокатов, стала особенно пронзительной.
- Более 40 документов мы истребовали, но нам предоставили на суде только 3-4. Нет заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на эмиссию – почти всех документов, которые требует Кодекс о здоровье. Нет оценки прокуратуры, хотя с 2019 года мы туда отправили не одно письмо. Есть признаки фиктивности и в ПДП. Там ссылки на нормативно-правовые акты, которые были утверждены через пять месяцев после принятия этого проекта. Масса нарушений, не говоря о том, что на этой территории нет школы и детсадов. И сейчас ответчики продолжают нарушать закон, привлекая долевые средства, но суд этому тоже не дал оценку, - добавил адвокат Бакытжан Базарбек.
Завершая свое выступление сторона защиты представила суду заключение комитета СЭС Минздрава и комитета по делам строительства о законности застройки жилого комплекса ИП «Ирменова». Заключение было отрицательным – стройка незаконна.
- И министр индустрии Марат Карабаев письменно нам ответил - “это строительство было недопустимо”, сложившаяся ситуация искусственно создана акиматом”, - завершили адвокаты.
Акимат не в шоколаде
Понять, почему акимат Уральска нагородил такой «огород» рядом с кублеевской территорией, после заседания суда объяснил эксперт Евгений Прицкер. Он считает, что помимо возможной коррупционной составляющей, есть ещё одна причина.
- На кону бюджетные средства – ведь ими придется расплачиваться за все ошибки. То есть из кармана налогоплательщиков. Вся ответственность ложится на госструктуры, которые по разным причинам допустили все эти грубейшие нарушения. А бизнесмены, которые возвели новый жилищный комплекс рядом с заводом, ничего не теряют - это четко прописано в законе. Если следовать букве закона, то жилые дома должны снести, а ущерб бизнесу и владельцам квартир возместит государство. Потому что именно госструктуры разрешили эту стройку, - сказал Евгений Прицкер.
Суд не стал выслушивать в этот вечер вторую сторону.
Продолжение следует
Зря собравшаяся публика ждала, что вопрос с «Кублеем», который выступил с иском, а оказался в списке наиболее пострадавших, решится. Бурно начавшийся процесс, опять остановился - судебная коллегия отложила решение по апелляции. Собравшимся сообщили, что следующее заседание состоится 16 марта.