×
443.37
474.49
4.83
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.37
474.49
4.83

Странное отношение, или Как Минэнерго своим приказом отечественные мини-НПЗ под банкротство подвело

25.08.2023, 15:28
Коллаж Ulysmedia.kz

Казахстанские переработчики нефти оказались в непростой ситуации – их интересами пожертвовало правительство РК на переговорах с Россией по беспошлинным поставкам дизельного топлива и поставило на грань разорения. Корреспондент Ulysmedia.kz выяснила, что произошло, и почему отечественные производители нефтепродуктов заговорили о банкротстве.

Гром среди ясного неба

24 марта министр энергетики подписал приказ, утвердивший перечень нефтепродуктов, запрещённых к экспорту из РК за пределы ЕАЭС сроком до 31 декабря 2024 года, в который вошла и нафта. Запрет связан с тем что Казахстан закупает дизельное топливо у России беспошлинно, соответственно берёт на себя обязательство не заниматься реэкспортом дизеля и других нефтепродуктов, в том числе легких дистиллятов, то есть нафты.

   - Мы об этом узнали случайно – документ Минэнерго никак не афишировал - его просто опубликовали и дали неделю на обсуждение. Мы прочитали и ужаснулись: в нем тогда говорилось о полном запрете на вывоз ряда нефтепродуктов с территории республики, - рассказывает представитель Mangystau Oil Refining Абдыманап Исабаев.

   - Поднялся шум, мы собрались со всеми мини-НПЗ, выдвинулись единым фронтом, поехали в министерство, добились встречи, правда, не с министром, а сначала с заместителем главы департамента переработки и транспортировки нефти, затем с его начальником. Мы спрашивали, почему они «протащили» такой острый указ, никак не обсудив его с участниками рынка, не предложив никакой альтернативы, не подумав о сотрудниках компаний, которые из-за этого решения могут остаться без работы.

В министерстве претензии выслушали и подписание приказа отложили - сделали паузу. Однако 24 марта указ на запрет экспорта отдельных видов продукции всё-таки появился. Он остановил экспорт за пределы ЕАЭС до 31 декабря 2024 года.

    - Надо учесть, что нафта - это продукт, получение которого неизбежно во время процесса переработки. Нефть перерабатывается, разделяется на фракции, фракция лёгких дистиллятов - это и есть нафта, у Mangystau Oi Refining -​ это 20-25 % от общего объёма производимых нефтепродуктов. И сегодня её девать некуда, - объясняют на заводе.

Нафту невозможно реализовать в странах ЕАЭС - в России есть своя, в Кыргызстане она в таком количестве не нужна.

   - Производство становится убыточным - себестоимость этого продукта достаточно высокая - порядка 190 тысяч тенге за тонну без НДС. Себестоимость такая высокая, потому что нефть закупается по экспортным ценам. Также её увеличивают и транспортные расходы. Раньше мы экспортировали нафту за границу, где она востребована благодаря хорошему развитию химической промышленности и могли зарабатывать. Сейчас мы нафту отправляем в резервуары, - говорит Абдыманап Исабаев.

С апреля Mangystau Oi Refining заполнила​ собственные резервуары, предназначенные для хранения нафты, и вынуждена была дополнительно арендовать 100 железнодорожных цистерн объёмом по 60 тонн. Хранится нафта и в морском нефтеналивном терминале «ТенизСервис» в Баутино. ​

    - С этим ТОО ещё до запретительного приказа был заключен долгосрочный договор, была произведена расконсервация простаивающего много лет морского нефтеналивного терминала в поселке Баутино. Приняли сотрудников для выполнения работ. Теперь, в связи с запретом на экспорт нафты на терминале также произошло затоваривание. Терминал фактически остановил свою работу, работники будут сокращены, терминал законсервирован. Накоплено более 20 тыс. тонн нафты.

Казалось бы, решение проблемы на поверхности – прекратить производство нафты, но тогда придётся остановить завод и связанные с ним предприятия, в том числе и месторождения. Будет потеряно большое количество рабочих мест.

   - Варианты решения мы видим и работаем над ними, активно ведём переговоры с министерством энергетики. У нас была встреча с первым заместителем премьер-министра Скляром - он дал поручение Минэнерго проработать этот вопрос, но ничего в итоге не получилось, - говорит Абдыманап Исабаев.

Решения зависли

Один из вариантов решения проблемы - это переработка нафты крупнотоннажными нефтезаводами, в частности ближайшим​ атырауским нефтеперерабатывающим заводом. Если бы можно было нафту ​ Mangystau Oi Refining ​ сдать на переработку АНПЗ, а потом получить нефтепродукты, бензин, которые компания могла бы продать.

    - Как оказалось, закон этого не позволяет. КМГ предлагает купить у Mangystau Oi Refining нафту, но предлагают цену, которая в два с половиной раза ниже себестоимости. КМГ не может поднять закупочную цену, потому что существуют различные надзорные и регулирующие органы, не позволяющие им это сделать.

   - Вот так на месте мы крутимся, уже три-четыре месяца -​ встречи, переговоры, а ситуация ухудшается и ухудшается. Завод должен был остановиться ещё вчера, - отмечает представитель Mangystau Oi Refining.

   - Встречи с Казмунайгазом​ не приносят результатов - даются поручения и указания, определяются исполнители, но дело не движется, мы только бесконечно пишем, пишем, пишем… Обращались к президенту, но наше письмо отписали в Минэнерго – замкнутый круг.

В Mangystau Oi Refining уверены, что пора вносить изменения в законодательство, которые дадут право и возможность переработки продуктов на крупнотоннажных заводах.

   - Чтобы мы могли бы их реализовать и получить возможность возместить свои потери. Таким образом, мы хотя бы не будем останавливать производство и​ будем дальше вкладывать в реализацию третьего и четвёртого этапа развития​ своего производства, - поясняет Абдыманап Исабаев.

А пока всё острее встаёт вопрос закрытия завода и банкротства компании.

    - Сложившаяся ситуация неизбежно придет к тому, что банк начнет ставить вопрос о ликвидности займа. И если раньше было видно, что у нас есть налаженные отношения с партнерами и динамика роста производительности, то за последние несколько месяцев, к сожалению, они этого могут не увидеть. Потому что выплаты кредита уже идут с перебоями. Если завод остановится - нам будет нечем закрыть кредит, тогда банк поставит вопрос о банкротстве, - объясняет ситуацию заместитель директора Mangystau Oil Refining Куаныш Тайгуков.

Странное отношение

Куаныш Тайгуков удивляется, почему на казахстанском рынке нефтепродуктов отечественный производитель оказался в роли падчерицы.

   - Мы импортируем дизель из РФ по очень высокой цене в то время, когда в Мангистауском регионе стоит завод, который уже выпускает подакцизные товары в виде дизтоплива, с объёмом более 30 тыс. тонн за полгода. Но почему-то государство нас не поддерживает - правительству удобнее импортировать у соседа и подписывать соглашение, где ограничиваются права своих производителей.

В стране около 20 мини НПЗ – все они сегодня в одинаковой ситуации - либо продавай на НПЗ КМГ по убыточной цене, либо затоваривайся и закрывайся.

Мини-завод №1

Mangystau Oil Refining - основана в 2017 году, но уже сейчас её завод ежегодно перерабатывает до 300 тысяч тонн нефти. Производит мазут, дизельное и печное топливо, выпускает бензин. Вся продукция соответствует стандартам качества, что подтверждено лабораторными исследованиями. За первую половину 2023 года произведено 125 тыс. тонн нефтепродуктов, из них дизельного топлива более 33 тысяч тонн. Весь этот объём реализуется в Мангистауском регионе. На заводе работает 220 человек – все они местные. А в общей сложности с учётом подрядных и сервисных организаций таких, как логистические, транспортные автомобильные и судоходные компании, нефтебазы, нефтеналивные терминалы задействовано более 600 человек. Mangystau Oil Refining за 2022 год перечислил 1,7 млрд тенге налогов, включая акциз -​ 822 миллионов тенге. За первое полугодие 2023 года - 1,2 млн тенге налогов, включая акциз – 592 млн. тенге.

Компания реализует проект развития производства, третий этап которого предусматривает увеличение мощности переработки до 830 тысяч тонн нефти в год и ежемесячного производства дизельного топлива до 30 тысяч тонн. Количество рабочих мест будет увеличено до 500 человек. Сегодня заключён договор с китайским партнёром на поставку двух установок дополнительной мощностью 250 тыс. тонн нефти в год, их монтажа и пуско-наладки.

Четвертый этап нацелен на увеличение глубины переработки сырья для производства более экологического класса дизельного топлива, а также бензина АИ-92/95 класса евро-5. Ежегодное производство будет составлять до 360 000 тонн дизельного топлива и 150 000 тонн бензина АИ-92/95, которые будут полностью реализовываться на внутреннем рынке. Это поможет существенно снизить дефицит дизельного топлива и бензина, а также обеспечит сельхозтоваропроизводителей качественным дизельным топливом.

​Компания на реализацию проекта взяла кредит на сумму более 15 млрд тенге без привлечения бюджетных средств под залог всего имущества и инфраструктуры.

В прошлом году Mangystau Oi Refining​ на аукционе ​ по продаже предприятия-банкрота Stratus Oil в Сайрамском районе Туркестанской области приобрёл миниНПЗ мощностью​ 250 тысяч тонн. Завод этот девять раз выставлялся на торги, бездействовал, был частично разрушен. Сегодня предприятие восстановлено, на производственных линиях работают 57 человек. К слову, бывшие собственники завода оспаривают легитимность проведения аукциона, но пока ни суд первой инстанции, ни апелляционный​ с ними не согласился, нарушений не нашли.

Все проекты по расширению и развитию производства были реализованы за счёт экспортной выручки, которая полностью аккумулировалась в экономике страны.

Все проекты и планы одно решение правительства пустило под откос.

Новости партнеров