×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Ошибка или преступление: кто хочет «кинуть» мусоровывозящую компанию в Алматы

Ошибка или преступление: кто хочет «кинуть» мусоровывозящую компанию в Алматы
Коллаж Ulysmedia.kz

В Алматы акимат судится с компаниями, которые занимаются сбором, сортировкой и вывозом мусора. Дело дошло до апелляции, но решения до сих пор нет, а вопросов по нему с каждым заседанием становится всё больше. Корреспондент Ulysmedia.kz разбиралась, что происходит, почему затянулась судебная тяжба и чем не устраивает городскую администрацию «АҚ Тәртіп».

В Алматинском городском суде сразу столкнулись несколько интересов: с одной стороны – антимонопольный орган, прокуратура и акимат, с другой – предприниматели, чьи компании обеспечивают в южной столице сбор, вывоз и сортировку твердых бытовых отходов. Суть дела в двух словах – предпринимателей хотят лишить их деятельности. На заседании судебная коллегия по гражданским делам рассматривала апелляционная жалобу – на суде первой инстанции ситуация сложилась не в пользу предпринимателей.

В зале заседаний в глаза бросается твёрдая уверенность в своей правоте председателя правления ТОО «АҚ Тәртіп» (ранее - АО «Тартып») Нурлана Байтуреева, представителей компаний и их адвокатов, отсутствие активности представителя прокуратуры, а также абсолютно невнятное выступление юриста городского департамента АЗРК Сункара Толеутая. Кстати, взять комментарии у представителей госорганов не удалось, поскольку в суд они не пришли - подключились к заседанию онлайн.

Шум из ниоткуда

Редакция Ulysmedia.kz уже писала об этом противостоянии государственной машины и предпринимателей. Напомним кратко: в 2017 году Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы (сейчас - Управление экологии и окружающей среды города Алматы) и консорциум юридических лиц в составе ТОО «АК, Тәртіп», ТОО «Green Recycle» и ТОО «Kaz Waste Conversion» заключили Договор государственно-частного партнерства (ГЧП). Согласно ему, компании должны были за счёт частных инвестиций построить мусоросортировочный комплекс, закупить мусоровозы, приобрести землю для полигона и др., и в течение 25 лет обслуживать долю на рынке Алматы в части сбора, вывоза и сортировки твёрдых бытовых отходов.

Всё шло по плану до тех пор, пока в апреле 2022-го, вскоре после назначения акимом Досаева, департамент агентства по защите и развитию конкуренции РК по городу Алматы (АЗРК) начал расследование нарушений законодательства Green Recycle «в области защиты конкуренции» и провёл анализ товарного рынка по сбору и вывозу ТБО. Согласно этому исследованию, ТОО «АК, Тәртіп» неожиданно стал монополистом. Отметим, что субъектом рынка в этом анализе определён АО «Тартып», но акционерное общество так и не получило уведомление от АЗРК. Юрист компании утверждает, что это прямое нарушение закона.

А в августе к делу подключается прокуратора города Алматы, которая предлагает акимату «провести исковую работу» и признать договор ГЧП недействительным. Сказано – сделано: в декабре Управление экологии и окружающей среды города Алматы подаёт судебный иск. Потом, правда, в марте 2023-го иск отзывает, но в апреле подаёт его заново. И, наконец, в июне суд признаёт договор ГЧП недействительным. Предприниматели утверждают, что решение суда необъективно, необоснованно и незаконно. И вот теперь дело на этапе апелляции.

Кому не устраивает договор ГЧП?

Итак, каковы сегодня позиции сторон? Юрист управления экологии и окружающей среды города Алматы Мадияр Кожекенов заявил, что повод для подачи иска - представление прокуратуры и уведомление Департамента АЗРК. То есть управление обязано их исполнить – других причин расторгать договор он не назвал.

У юриста департамента АЗРК Сункара Толеутая во время судебного заседания 29 августа был один главный аргумент – решение о выборе частного партнера «носило формальный характер», то есть не были проведены конкурсные процедуры. Причем судье Бауржану Диханбаеву пришлось неоднократно спрашивать Толеутая о том, какой закон был нарушен?

   - О какой статье закона вы говорите? На что ссылаетесь, - но то ли дело было в неважном качестве связи, то ли в откровенной некомпетентности представителя АЗРК, но ответ судья получил с трудом. Представитель ссылался на Правила благоустройства, которые принял маслихат Алматы в 2007 году, и Правила предоставления коммунальных услуг 2016-го. Хотя, даже по логике простого обывателя, закон, подписанный президентом РК «О государственно-частном партнерстве», по умолчанию выше Правил благоустройства Алматы. Причём у АЗРК нет претензий к частному партнеру, по их мнению, нарушение было со стороны Управления экологии. Любопытная коллизия - судебная претензия к госоргану, но пострадают-то в случае разрыва ГЧП именно бизнес и инвесторы. А будут ли наказаны представители этого госструктуры? Где были другие органы, когда заключался договор ГЧП? Кто будет возмещать убытки предпринимателям, если их вины нет в нарушениях при заключении ГЧП? Вопросы пока остаются без ответа.

Отметим, что второй аргумент АЗРК - результаты анализа товарного рынка по сбору и вывозу ТБО в Алматы. Согласно им, ТОО «АҚ Тәртіп» занимает 83,45 % доли рынка, и потому является монополистом. В ответ Нурлан Байтуреев ссылается на п.7. ст.172 Предпринимательского Кодекса РК, согласно которому «монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, специального права, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке (субъекты, занимающие монопольное положение)». То есть даже если предположить, что у «АҚ Тәртіп» 83,45% рынка, это не 100%, и компания – не монополист.

При этом, по словам представителя АЗРК, оставшиеся 16,55% рынка занимают более 50 других компаний. Любопытно, что по словам Нурлана Байтуреева, на предыдущих судебных заседаниях представитель Управления экологии и окружающей среды утверждал, что в Алматы 24 таких компании. Ответчик задаёт встречный вопрос: откуда эти данные и почему они разнятся? По каким критериям высчитывали эти цифры?

   - Этот анализ рынка мы неоднократно запрашивали, делали ходатайства, но его так и не увидели ни мы, ни суд. По какой методике его проводили? По территориальному признаку, объёму вывозимого ТБО или как? Согласно Экологическому Кодексу РК источником образования твердых бытовых отходов является человек. По данным АО «АЛСЕКО», оказывающей ТОО «АҚ Тәртіп» услуги по формированию и печати счетов для оплаты услуг потребителями, доля обслуживания населения города Алматы ТОО «АҚ Тәртіп» не превышала 46 %. За основу брались официальные статистические данные жителей города и количество потребителей ТОО «АҚ Тәртіп». Кроме того, в Алматы, согласно статистике, действуют 310 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом ТОО «АҚ Тәртіп» обслуживает всего 4,19 % от общего количества. Тогда как Департамент АЗРК может утверждать, а суд первой инстанции подтверждать, что АО «Тартып» занимает долю рынка в размере 83,45 %. Откуда эта цифра взялась, - задается вопросом Нурлан Байтуреев.

Представитель Green Recycle Куаныш Наметов говорит, что президент возложил обязанности определять формальность проектов и заключенных договоров ГЧП на Министерство национальной экономики РК.

   - И нам неясно, является ли департамент АЗРК уполномоченным органом, исполняющим эти функции? Нет ли здесь превышения должностных полномочий со стороны департамента, - спрашивает Наметов.

Ошибка хуже преступления

В вышеизложенном много противоречивых данных, и неясно, дело в ошибках, допущенных юристами и их госорганами, или чьим-то намерением прогнать ТОО «АҚ Тәртіп» с рынка? Суд ещё не вынес своего решения – заседание перенесено на 19 сентября в связи с тем, что в деле отсутствуют данные из анализа товарного рынка по сбору и вывозу ТБО.

Но немного даже страшно предположить, что нас ждёт, если будет расторгнут договор ГЧП с ТОО «АҚ Тәртіп». Теоретически, кредиторы наложат арест на имущество компаний, и почти на полгорода Алматы погрязнет в отходах и вони. Есть ли у городских властей хотя бы представление, кто займет место ушедшего партнера? Есть ли оборудование, полигоны, мусоросортировочный комплекс или город ждёт мусорный коллапс? Ведь найти нового партнера со всем необходимым – это дело не одного дня.

Пока нет ответа ещё на один вопрос - кто будет возмещать убытки предпринимателям, вложившим свои средства? Не говоря уже о том, что подобные прецеденты дают четкий месседж зарубежным инвесторам: не ходите в Казахстан, здесь госорганы заключают договоры с нарушением закона, и предпринимателей потом изгоняют. Выходит, вот так, мягко говоря, странно, наши госорганы выполняют поручение президента создать благоприятный инвестиционный климат.

Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием ситуации.